Спикерьi
  • Дарья Сталь
    Куратор программы и преподаватель курса «Комьюнити-менеджмент» в Нетологии
  • Алексей Чилибанов
    Директор Дома молодежи (Архангельск)
1. Что такое сообщество и какие они бывают
В первую очередь хочется отметить, что под сообществом не подразумевается группа организации в социальной сети и не его подписчики или участники.
Сообщество — это группа людей, устанавливающих (или установивших) друг с другом социальные связи и совместно создающие через коллаборацию, кооперацию, конкуренцию и конфликты общие идеи, опыт и структуру.

Признаки сообщества:


Самое главное:
  • Общие интересы и ценности
  • Связи

Тоже важно, чтобы сообщество жило долго:
  • Совместные цели
  • Общий опыт, ритуалы и традиции (посвящение новых участников в ваше сообщество, совместные празднования и др.)
  • Писаные и неписаные правила
  • Принципы вступления и выхода из сообщества
  • Структура, иерархия и роли участников
Правило «3К»

Кооперация

— совместная деятельность,

но у участников разные цели

Коллаборация

— совместная деятельность

для достижения общей цели

Конкуренция

— совместная деятельность для достижения общей цели при конкуренции с другими группами

Фото: Unsplash

Классификация сообществ:

Внешние

(вне структуры)


  • Клиентские
  • Профессиональные
  • По увлечениям
  • Локальные

Внутренние

(внутри структуры)


  • НКО
  • Студенческие
  • Сотрудники
  • Партии

Особенности некоммерческих сообществ:

  • Важна миссия, которую вы доносите до участников (для чего вы делаете свой проект?)
  • Критически важна система мотивации волонтёров
  • Вместо комьюнити-менеджера обычно бывает лидер, руководитель волонтёров и др.
  • Метрики измерения успеха — влияние на число последователей, распространение миссии, количество совместных проектов
  • Сообщество — инструмент для социального влияния
2. Для чего нужны сообщества
Создание сообщества должно иметь под собой определенную цель. Конечно, целеполагание будет зависеть от вида сообщества. Чтобы понять эту цель, нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Вам нужно сообщество, чтобы что?
  2. Каких целей проекта, организации (или своих как основателя) вы хотите достичь с помощью сообщества?
  3. Точно ли для этих целей необходимо сообщество? Если не уверены — проконсультируйтесь с экспертами по профилю проекта.

Цели разных сообществ:

Коммерческие сообщества


  • Развитие продукта и получение обратной связи от клиента
  • Повышение лояльности аудитории и работа с репутацией
  • Удержание аудитории, повышение среднего чека
  • Сарафанное радио, PR
  • Сокращение расходов на привлечение клиента и поддержку

Некоммерческие сообщества


  • Влияние на социальную среду
  • Коллективные действия и совместные инициативы
  • Привлечение сторонников
  • Фандрайзинг
  • Распространение информации
  • Поддержка общества

Цели сообщества точки концентрации талантов «Гений места»:

  • Развитие человеческого капитала
  • Расширение горизонтальных и вертикальных связей
  • Привлечение творческих сообществ и талантливой молодежи
  • Объединение лидеров креативных индустрий и формирование команд

Цели участников сообщества:

Важно, чтобы сами участники сообщества имели свои определенные цели и понимали, почему они являются его частью. Чтобы понимать ваших участников, представьте себя на их месте.

  1. Участник сообщества будет тратить своё время на него, чтобы что?
  2. Какую пользу он получит от сообщества? Какие свои потребности реализует при помощи сообщества?
  3. Если не пользу, то что он может получить?

Цели участников точки концентрации талантов «Гений места»:

  • Креативная среда единомышленников
  • Вдохновляющая атмосфера для творчества и самореализации
  • Партнеры, спонсоры, коллаборация
  • Совместная реализация проектов
  • Интересные события в классном пространстве

P.S. Эти цели коррелируют с ценностями проекта, и это важно!
3. Сообщество как система
Создание сообщества имеет большую ценность в долгосрочной перспективе, так как сообщество — это в первую очередь про отношения людей, доверие, совместный рост.
Цикл жизни сообщества:
Зарождение
  • микрозадачи
  • сбор ядра
  • наращивание связей
  • активная работа комьюнити-менеджера
Становление
  • 30-50% контента и роста генерируются сообществом
  • переход к макрозадачам
Зрелость
  • до 90% контента и роста генерируется сообществом
  • стратегическое развитие
Распад или деление
Распад подразумевает, что сообщество нужно выстраивать заново. Деление означает, что сообщество распадается на более мелкие группы.
Сообщество всегда строится от малого к большому, и в нем постепенно вырастает иерархия.

  • Лидер / создатель
  • Комьюнити-менеджер (или аналогичная роль с иным названием)
  • Ядро ~1% активных участников
  • ~9% вовлеченных участников
  • ~90% пассивных участников
Также важно учитывать, что у человека есть ограниченное число социальных связей, которые он может поддерживать. Это число называется числом Данбара: по разным оценкам, число Данбара в человеческих сообществах находится в диапазоне от 100 до 230, чаще всего условно принимается равным 150.

Чек-лист по формированию ядра сообщества:


  • Формулируем цели и миссию сообщества
  • Формируем лонг-лист потенциальных участников ядра
  • Проводим персональные переговоры
  • Организуем первую встречу активистов сообщества
  • Создаем пространство для общения ядра
  • Налаживаем регулярную координацию и связь
  • Проектируем будущее сообщества вместе с ядром
Сообщество — это долго. Рецепт всегда уникален.
4. Привлечение молодежи в культурное учреждение на примере Дома молодежи (г. Архангельск)

Дом молодежи в советское время был Дворцом культуры моряков Северного морского пароходства, в котором морские организации города проводили свои мероприятия, организовывали концерты для экипажей судов. В 2000-х годах ДК моряков стал развлекательным местом, пока в 2013 году не было принято решение передать этот комплекс в 8500 м² команде Дома молодежи.


В 2016 году была разработана концепция развития областного Дома молодежи, которая была рассчитана на 5 лет. Концепция подразумевала создание своей экосистемы и инфраструктуры. К 2022 году посетитель Дома молодежи может заселиться в хостел, зайти в кафе, поработать в коворкинге, поучаствовать в конференциях и мероприятиях, сходить в спортзал или компьютерный клуб.

Дом молодежи в цифрах
~560
человек в день
~16800
человек в месяц
32
резидента
50
человек в команде

Первостепенной задачей стало проанализировать цели, задачи, заказчика и команду, чтобы четко понять, как Дом молодежи может привлечь свою главную аудиторию — молодежь.

Команда:


Для начала команде нужно сформировать насмотренность: узнать, что происходит в других регионах, какие культурные учреждения есть там, чем они популярны и привлекательны, сравнивать с вашим проектом. Далее — развивать компетенции: так как вы работаете с людьми, нужно быть эмпатичным, чтобы понять, что они любят и что им нужно. После нужно научиться прописывать проекты (например, федеральные, муниципальные или региональные грантовые программы) и брать ответственность за их реализацию (например, научится SMART-методике при постановке целей).

По мере роста компетенций команды растет качество и объем продуктов. Следовательно, растет финансирование на реализацию основной деятельности. Также повышается ваша репутация за счет успешности реализованных проектов, что может сделать из вас хорошего наставника. Система наставничества создает небольшое сообщество, объединенное общей идеей и желанием развиваться. Команде важно видеть большую стратегическую цель и иметь единые ценности.
При появлении явных результатов формируется определенное доверие к компетенциям команды и учреждения в целом. Можно переходить к реализации крупных региональных или федеральных проектов.

Проекты:


Арктика. Сделано в России — всероссийский образовательный форум, цель которого — выявить наиболее талантливых и активных молодых специалистов, привлечь их к развитию профильных молодежных сообществ, а также организовать стажировки в корпорациях, которые ведут свою деятельность в Арктической зоне Российской Федерации. Для реализации проекта в 2020 году Дому молодежи удалось привлечь инвестиции в размере 60 млн. руб. За этот счет была создана новая инфраструктура и произведен ремонт помещений.

Партнеры и спонсоры:


Сильная команда, наличие сформированных сообществ рядом, высокая оценка работы на региональном и федеральном уровне – все это формирует определенный бренд организации. Формируется «имя» и постоянная аудитория. Появляется массовость событий. Поэтому продвижение ваших мероприятий и деятельности в целом очень важно. Партнеры всегда приходят за контентом и охватом.


Нужно ясно выделять плюсы взаимодействия.

Развитие скейтбординга в Архангельской области:
  • Восстановили старые фигуры
  • Стали монтировать скейтпарки в области
  • Спонсорская помощь на строительство первого бетонного скейтпарка в Архангельске
  • Грантовая поддержка на создание крытого скейтпарка в Доме молодежи
Развитие киберспорта в Архангельской области:
  • Создали площадку для федерации
  • Федеральные гранты на закупку оборудования
  • Поддержка фестивалей и турниров
  • Создание сети киберспортивной федерации в городе через открытые пространства
Развитие современного искусства в Архангельской области:
  • Создание центров современного искусства и общественной организации творческих инициатив
  • Федеральные и региональные гранты
  • Спонсорская помощь для лабораторий, проведение арт-резиденций, open-call
  • Ремонт выставочного пространства

Советы:


  1. Искать активных ребят;
  2. Писать проекты, даже если нет вариантов финансирования;
  3. Искать возможности;

Дополнительные материалы


  1. Сайт Дарьи Сталь
  2. Словарь комьюнити-менеджера от Дарьи Сталь
  3. Дарья Сталь Вконтакте
  4. Сайт Дома молодежи
  5. Дом молодежи Вконтакте
Дарья Сталь
Куратор программы и преподаватель курса «Комьюнити-менеджмент» в Нетологии
Руководит построением комьюнити и стратегии работы с пользователями в социальной сети для игроков Gameram. С 2012 года работает в геймдеве. Работала
с «Katauri Interactive», «Фабрикой Онлайн», «Alternativa Games», «Brandcraft» и др. компаниями. С 2018 года выступает как спикер по теме комьюнити-менеджмента. Программный директор и соорганизатор конвента Compot по комьюнити-менеджменту. C 2020 года помогла переупаковать и перезаписать курс «Комьюнити-менеджмент» на образовательной онлайн-платформе «Нетология» и с тех пор активно сотрудничает с компанией и помогает людям повышать квалификацию в профессии.
Алексей Чилибанов
директор государственного автономного учреждения Архангельской области «Молодежный центр»
Родился в городе Укмерге, Литва. В 7 лет переехал в Белоруссию, затем в 11 лет в Россию, в Архангельскую область. В 2000 поступил в Северный государственный медицинский университет на факультет экономики и права. Окончил в 2005 году.
С 2005 по 2015 занимался управлением проектов в сфере общественного питания.
С 2008 по 2015 руководил собственным рекламным агентством, был организатором крупнейших событий и фестивалей в Архангельской области. В 2017 году прошел обучение по Президентской программе для управленческих кадров. С 2016 по 2022 год возглавлял ГАУ АО «Молодежный центр». В 2017 была разработана стратегия развития учреждения «ДОМ», успешная реализация которой обеспечила ревитализацию и переосмысление пространств более чем на 10 тыс. квадратов, посещаемость учреждения увеличилась со 100 до 4500 человек в неделю, прирост выручки с 3,7 до 22 млн. в год. На данный момент проект тиражируется в Архангельской области и в других регионах России. Учреждение является флагманом молодежной политики Архангельской области. В настоящее время занимается федеральными инфраструктурными проектами в сфере молодежной политики.
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie