Здесь собрана самая актуальная и востребованная литература по направлению креативных индустрий «Музыка и саунд-дизайн». Список книг был подготовлен при участии Андрея Логутова — кандидата филологических наук, доцента, специалиста по антропологии звука и Людмилы Разгулиной — кандидата филологических наук, специалиста по антропологии звука.
«Данная книга, как и ее предшественница с созвучным названием ("Краткая история кураторства"), составлена из устных рассказов. Все интервью брал ее автор, Ханс Ульрих Обрист, иногда совместно с Филиппом Паррено. В центре бесед – важнейшие (технологические и интеллектуальные) изобретения экспериментальной авангардной музыки XX века, ее связь с другими видами искусства и наукой, соотношение звука и пространства, звука и времени. Среди собеседников Обриста – Кархайнц Штокхаузен и Терри Райли, Брайан Ино и Янис Ксенакис, Пьер Булез и Каэтану Велозу. Книга пополняет архив современной культуры, который Обрист тщательно собирает, документируя ключевые события и стратегии в мире науки и искусств рубежа XX–XXI веков».
Автор: Ханс Ульрих Обрист Издательство, обложка и аннотация: «AdMarginem» Год издания: 2015 Место издания: Москва
В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ века
«Монография основателя Термен-центра Андрея Смирнова “В поисках потерянного звука” посвящена истории искусства звука и музыкальной технологии в России и СССР первой половины ХХ века. Разработки того времени в области звука, долгое время неизвестные широкому читателю, поражают и сейчас, спустя почти сто лет. Правоту незаслуженно забытых экспериментаторов подтверждает современная практика. Объединяющий лейтмотив книги — взгляд на историю отечественной звуковой культуры с точки зрения медиаархеологии.
"Судьба культуры революционеров-эксперименталистов печальна. Многие проекты, не вписавшиеся в парадигмы тоталитарной культуры 1930–1950‑х, забыты, инструменты и другие материальные свидетельства эпохи разрушены, ключевые документы утеряны, а сохранившиеся — разрознены, разбросаны по различным архивам. Фактически мы вынуждены проводить раскопки на руинах культуры 1920-х. Многие изобретения, казавшиеся утопическими, воссозданы спустя десятилетия, некоторыми, не зная истоков, мы пользуемся сегодня, а многим идеям, по‑видимому, еще предстоит второе рождение", — Андрей Смирнов».
Автор: Андрей Смирнов Издательство, обложка и аннотация: Издательская программа Музея современного искусства «Гараж» Год издания: 2020 Место издания: Москва
«Искусство и отражает время, и формирует его. Песня – самая демократичная, самая простая и самая популярная форма искусства. Она создается нередко почти спонтанно, мгновенно реагируя на то или иное событие. В этой книге культурный, исторический и политический портрет века показан через историю популярной песни, каждой из которых посвящена отдельная глава.
Главные – не обязательно лучшие, хотя нередко эти понятия и совпадают. Некоторые песни отражают важнейшие политические события века – войны, революции, переломные моменты истории. Другие их предвосхищают. Некоторые зачастую помимо, а то и в противовес намерениям их авторов, вдруг необычайно точно отражают настроения огромных масс людей и превращаются в гимн поколения. Некоторые открывают популярной музыке, а через нее массовому сознанию ранее запретные, а то и неведомые пласты человеческого бытия. Песни расположены в хронологическом порядке, и в книге отражены все десятилетия ХХ века и все жанры популярной музыки – от блюза и спиричуэла до мюзикла и джаза, от рока до диско, от баллады до хип-хопа. Созданный в книге "песенный портрет века" позволит читателю увидеть порой неочевидную связь между популярной музыкой и социальными и общественно-политическими процессами в обществе разных стран на протяжении ХХ века».
Автор: Александр Кан Издательство, обложка и аннотация: «АСТ» Год издания: 2021 Место издания: Москва
Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл. Альтернативная история американской популярной музыки
«Книга Элайджи Уолда, музыканта и историка музыки, — необычный и во многом полемический взгляд на эволюцию поп-музыки. Это подробный, насыщенный фактами рассказ о тенденциях и событиях музыкальной истории с конца XIX века по 1970-е годы. Автор наглядно демонстрирует, что вещи, казалось бы, очевидные и вытекающие непосредственно из музыкальных задач, на деле — продукт разнообразных конфликтов: политических, технологических, трудовых и социальных. Уолд видит эволюцию поп-музыки как историю апроприации и выхолащивания ритма, созданного черными исполнителями. Он выстраивает парадоксальный нарратив, где героями становятся не привычные всем поп-идолы, но те условия и контексты, в которых они появились. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей, социологией и культурологией поп-музыки».
Автор: Элайджа Уолд Издательство, обложка и аннотация: Издательский дом «Дело» РАНХиГС Год издания: 2021 Место издания: Москва
«”Музпросвет” посвящён истории западной поп-музыки. Это целый пучок историй: история звукозаписи, история понимания ритма, история импровизации, история индустриальной музыки и история психоделики, история «музыки настроения», история техно, брейкбита, баса и электроники, наконец, история разнообразных, зачастую прямо иррациональных мифов. Можно мыслить себе “Музпросвет” как идеологическую, или даже конспирологическую, или даже сектантскую книгу. Тут обсуждается самое важное для понимания музыки: что такое атмосфера и настроение, что такое саунд и минимализм, что такое аутентичность и что такое, наконец, музыка. “Музпросвет” существует уже более двадцати лет. В новом издании существенно переписаны несколько старых глав плюс появилась новая часть — “2010-е”».
Автор: Андрей Горохов Издательство, обложка и аннотация: «Кабинетный ученый» Год издания: 2020 Место издания: Москва; Екатеринбург
Музыкальный строй. Как музыка превратилась в поле битвы величайших умов западной цивилизации
«Далеко не все меломаны знают, что привычный звукоряд современной фортепианной клавиатуры в свое время считался преступлением против Бога и природы, а споры о нем занимали таких философов и ученых, как Пифагор, Платон, да Винчи, Ньютон и Руссо. Начиная со времен античности и вплоть до века Просвещения соотношения между нотами музыкальной гаммы воспринимались как ключ к познанию устройства Вселенной. Автор этой книги, Стюарт Исакофф, доступно и увлекательно рассказывает о спорах и конфликтах вокруг музыкальных настроек, помещает их в контекст истории искусства, философии, религии, политики и науки. Изобретение современной системы настройки, известной как равномерная темперация, поставило под сомнение представления, незыблемые на протяжении почти двух тысячелетий — а с другой стороны, привело к появлению великой музыки Бетховена, Шуберта, Шопена, Дебюсси и других композиторов».
Автор: Стюарт Исакофф Издательство, обложка и аннотация: «Corpus» Год издания: 2016 Место издания: Москва
«Музыкальный критик The New Yorker Алекс Росс не делит музыку на попсу и классику. Он рассматривает ее как единое целое, а особое внимание уделяет личностям, которые меняют ее до неузнаваемости. Его новая книга “Послушайте” – сборник статей, в которых музыкальные эксперименты Бьорк соседствуют с танцами эпохи Ренессанса, а идол альтернативной молодежи Курт Кобейн – с буржуазным Фрэнком Синатрой. Росс одинаково увлекательно рассказывает о проблемах музыкального образования Америки и новых китайских композиторах, о джазе, философии Боба Дилана и концертах Radiohead. Предыдущая книга Алекса Росса “Дальше – шум” вошла в шорт-лист Пулитцеровской премии и стала международным бестселлером».
Автор: Алекс Росс Издательство, обложка и аннотация: «Corpus» Год издания: 2013 Место издания: Москва
Призраки моей жизни
«Марк Фишер (1968–2017) — известный британский культурный теоретик, эссеист, блогер, музыкальный критик. Известность пришла к нему благодаря работе “Капиталистический реализм”, изданной в 2009 году в разгар всемирного финансового кризиса, а также блогу “k-Punk”, где он подвергал беспощадной критической рефлексии события культурной, политической и социальной жизни. Помимо политической и культурной публицистики, Фишер сильно повлиял на музыкальную критику 2000-х, будучи постоянным автором главного интеллектуального музыкального журнала Британии “The Wire”. Именно он ввел в широкий обиход понятие “хонтология”, позаимствованное у Жака Деррида. Книга “Призраки моей жизни” вышла в 2014 году. Этот авторский сборник резюмирует все сюжеты интеллектуальных поисков Фишера: в нем он рассуждает о кризисе историчности, культурной ностальгии по несвершившемуся будущему, а также описывает напряжение между личным и политическим, эпицентром которого оказывается популярная музыка».
Автор: Марк Фишер Издательство, обложка и аннотация: «Новое литературное обозрение» Год издания: 2014 Место издания: Москва
Против гигантов. Как Spotify подвинул Apple и изменил музыкальную индустрию
«За несколько лет компания Spotify буквально трансформировала музыкальную индустрию: спасла звукозаписывающие корпорации от пиратов, заставила содрогнуться Apple и эффектно появилась на Уолл-стрит. А в 2020 году она запустила свой сервис и в России. Еще ни одной шведской компании не удавалось завоевать такой авторитет в мировой поп-культуре.
Авторы этой книги Свен Карлcсон и Юнас Лейонхуфвуд провели свое журналистское расследование, поговорили с участниками этой бизнес-трансформации, среди которых люди из руководства Spotify, инвесторы, авторитетные деятели музыкальной индустрии и конкуренты компании.
Вы узнаете, как неразговорчивый гик Даниэль Эк и его богатый компаньон Мартин Лорентсон вели переговоры с финансистами и набирали команду выдающихся разработчиков. Вы проследите за судьбами героев и узнаете, как Spotify, крупнейшая IT-компания Европы, появившись на свет в 2006 году, уже к началу 2019-го была стриминговым сервисом номер один в мире, и почему генеральный директор и сооснователь Даниэль Эк считает, что они еще только в начале пути».
Автор: Свен Карлсон, Юнас Лейонхуфвуд Издательство, обложка и аннотация: «Альпина Паблишер» Год издания: 2021 Место издания: Москва
«Музыкальный критик The New Yorker Алекс Росс — один из ведущих специалистов по музыке ХХ века. В своей первой книге “Дальше — шум” он рисует увлекательную картину развития музыкального искусства ХХ века от романтизма Малера и Штрауса до радикальных экспериментов Кейджа и Райха. В его книге парадоксальным образом объединены интереснейшие биографические истории, точный музыковедческий анализ и тонкие наблюдения за связью музыки с литературой, политикой и самой жизнью».
Автор: Алекс Росс Издательство, обложка и аннотация: «Corpus» Год издания: 2015 Место издания: Москва
«Теодор Визенгрунд-Адорно — немецкий философ, социолог, музыковед, культуролог. Учился в Венском университете, изучал музыкальную композицию у А.Берга, ученика А.Шёнберга. С 1931 г. преподавал в Франкфуртском университете. В 1934 г. эмигрировал в Великобританию, в 1938 — в США. Выдающийся музыкальный критик исследовал становление музыки XX века, выявлял пути ее развития. В том вошли “Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций”, “Антон фон Веберн”,”Moments musicaux” (Музыкальные моменты), а также статьи первого российского исследователя творчества Адорно — А.В. Михайлова, считавшего Адорно “музыкальным критиком необыкновенных, грандиозных масштабов”».
Автор: Теодор Адорно Издательство, обложка и аннотация: Центр гуманитарных инициатив, Университетская книга Год издания: 2017 Место издания: Санкт-Петербург
Искусство звука, или навязчивая погода
«Возможно ли растить электронные звуки как растения в саду? Можно ли играть на резонансе в пустой комнате как на музыкальном инструменте? Может ли компьютер заменить такие привычные музыкальные инструменты, как пианино и электрогитара? Как может импровизация проявляться в компьютерной программе? Почему звуки окружающей среды так важны для звуковых художников, а атмосфера так критична в музыке? В "Навязчивой погоде" Дэвид Туп задаёт эти вопросы и измеряет воздействие новых технологий на современную музыку».
Автор: Дэвид Туп Издательство, обложка и аннотация: «АСТ» Год издания: 2010 Место издания: Москва
Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке
«В основу настоящей книги положен цикл лекций, прочитанных в рамках курса “Современная музыка”, где под современной музыкой подразумевается весь спектр основных жанров, течений и стилей, характерных для XX века, – от академического авангарда до джаза, рок-н-ролла, хип-хопа и электронной музыки».
Автор: Артем Рондарев Издательство, обложка и аннотация: «РИПОЛ Классик» Год издания: 2020 Место издания: Москва
«Книга известного музыковеда и историка музыки Марка Эвана Бондса посвящена эволюции одной из наиболее важных и проблематичных эстетических музыкальных концепций, а именно концепции абсолютной музыки, и тесно связанным с нею вопросам музыкальной выразительности и способности (или же неспособности) этого вида искусства отображать какие-либо внешние по отношению к нему объекты или представления. Данный труд охватывает практически весь период существования западной музыки, от Пифагора до Айвза и Кейджа, и содержит большое количество цитат музыкантов, критиков и мыслителей разных эпох, так или иначе высказывавшихся на данную тематику: предмет его рассматривается с позиций музыковедения, социологии, институциональной истории и философии. Книга предназначена преподавателям и учащимся музыкальных и гуманитарных факультетов вузов, а также всем, кто интересуется историей и эстетикой западной академической музыки».
Автор: Марк Эван Бондс Издательство, обложка и аннотация: Издательский дом «Дело» РАНХиГС Год издания: 2020 Место издания: Москва
«Яростная сила панка омолодила рок-музыку, но к лету 1977 года движение превратилось в пародию на само себя. И тут началось самое интересное. “Всё порви, начни сначала” — история именно о том, что произошло дальше.
Книга известного музыкального журналиста и публициста Саймона Рейнольдса стала одним из первых и самых известных трудов, посвящённых той дикой, авантюрной и восхитительно странной музыке, которая в изобилии возникала в годы после панка. Её так и назвали — пост-панк, а её представители вроде Public Image Ltd., Gang of Four, Talking Heads, The Fall (и многие другие) посвятили себя завершению той музыкальной революции, что панку не удалось закончить. Музыканты пост-панка были неутомимыми новаторами: экспериментировали с электроникой и машинными ритмами, адаптировали идеи и находки из современной им популярной музыки и из искусства начала XX века. Они были всецело уверены в том, что смогут изобрести совершенно новое будущее — для музыки и вообще для всех вокруг.
Рейнольдс рисует портрет этой короткой эпохи через истории групп в диапазоне от Joy Division и Throbbing Gristle до Depeche Mode и Soft Cell. Он — подробный летописец того увлекательного времени, когда музыка, выступления, мода и стиль переживали бесчисленные инновации. “Всё порви, начни сначала” детально воссоздаёт идеализм, остроту и эмоциональность одного из самых важных и непростых периодов в истории популярной музыки. И истории вообще.
О русском издании:
Русское издание включает в себя все главы из английского и американского изданий (в свое время они были изменены с учетом специфики стран), а также, в качестве цифрового дополнения, добавлены два обширных раздела с дискографией и музыкальным путеводителем по звуковой эзотерике, которые не вошли в оригинальное издание. Помимо этого, к каждой главе редактором Артемом Абрамовым был составлен специальный плейлист, которой позволит точнее и глубже понять предмет, о котором пишет автор».
Автор: Саймон Рейнольдс Издательство, обложка и аннотация: «Шум» Год издания: 2021 Место издания: Москва
«Увлекательная книга с красочными иллюстрациями знакомит детей и подростков с основами музыкальной культуры. Авторы рассказывают о традициях музицирования, сложившихся в разных цивилизациях, о том, как устроены музыкальные инструменты, о музыкальной грамоте и о том, что люди находят в музыке».
Автор: Мэри Ричардс, Дэвид Швейцер, Роз Блейк Издательство, обложка и аннотация: «AdMarginem» Год издания: 2022 Место издания: Москва
Музыкальные сказки
«В книге собрано более 30 сказок разных народов о музыке и танцах, о песнях, нотах и музыкальных инструментах. Оказывается, для любого народа, будь то индейцы чероки, эскимосы, французы или австралийцы, музыка – важнейшая часть жизни, а первые музыкальные инструменты были изобретены ещё в каменном веке. В коротких комментариях к каждой сказке вы найдёте интересные факты, легенды, пословицы и загадки на музыкальные темы.
Книга продолжает серию “Караван сказок”, в которой выходят сборники сказок и легенд со всего света, собранных по темам: сказки о кошках, сказки и птицах, сказки о лошадях и т.д. Короткие динамичные сказки будут интересны детям от 6 лет и их родителям».
Автор: Изабель Лафонта Издательство, обложка и аннотация: «Арт-Волхонка» Год издания: 2014 Место издания: Москва
Бей в барабан и не бойся! Истории дядюшки Маркуса
«”Бей в барабан и не бойся!” — книга известного музыканта Марка Пекарского, который от имени мифического дядюшки Маркуса знакомит читателей с миром самой древней группы инструментов - ударных. Весело и со знанием дела он рассказывает о множестве инструментов, об их происхождении, бытовании в культуре разных народов и времен, в том числе в современном искусстве. Богато иллюстрированное издание для семейного чтения будет интересно не только детям, но и взрослым».
Автор: Марк Пекарский Издательство, обложка и аннотация: «Редкая птица» Год издания: 2017 Место издания: Москва
«В книге “Буравчик на звуковых волнах” физик и музыковед Алексей Насретдинов рассказывает: Почему у людей разные голоса? Почему в самолете “закладывает” уши? Можно ли услышать, как караси завтракают? Как музыка появляется в голове у композитора? Кто и как придумал ноты? И еще о многом-многом другом, связанном со звуками, музыкой, музыкальными инструментами».
Автор: Алексей Насретдинов Издательство, обложка и аннотация: «Бослен» Год издания: 2015 Место издания: Москва
«Кто бы мог подумать, что какой-нибудь фрукт, деревянный брусок, обычные ложки, ракушка, миска или сухие зёрна могут превратиться в музыкальные инструменты? Но люди проявили удивительную изобретательность: использовав не по назначению обычные вещи, они извлекли из них мелодию! Первые музыкальные инструменты появились ещё в доисторическую эпоху. Время шло, и человек придумывал множество затейливых устройств для создания новых, всё более и более совершенных инструментов. Некоторые музыкальные инструменты стали символом страны, где они родились. Другие так много путешествовали, что теперь их считают своими во всех уголках нашей планеты».
Автор: Сильви Беднар Издательство, обложка и аннотация: «КомпасГид» Год издания: 2016 Место издания: Москва
Полный список литературы по этому направлению можно найти здесь.
Открыть
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie