В этой подборке вы найдете книги, посвященные педагогике и образованию. Список книг подготовлен при участии Сони Смысловой, руководителя Центра по академическому качеству и креативной педагогике Universal University. Ранее Соня работала управляющим директором в Школе креативного мышления «ИКРА», программным директором консалтингового проекта в образовании Dedu Center, курировала проектную деятельность в Лаборатории социальных исследований SSL и школу METOD при Департаменте культуры, посвященную новым практикам и подходам в арт-образовании.
«Джо Боулер, профессор Стэнфордского университета, педагог и преподавательница математики, раскрывает шесть ключевых навыков, необходимых для постоянного развития.
Джо Боулер несколько десятилетий изучала, как стереотипы и предвзятость влияют на успехи школьников и студентов. Выводы, к которым она пришла, ошеломительны.
Забудьте всё, что вы слышали об обучении и о том, как мозг обрабатывает новую информацию. Врожденной склонности к тому или иному предмету не существует. Это иллюзия. Ни гены, ни раса, ни пол не являются залогом ваших выдающихся успехов и не определяют ваши посредственные результаты.
Наш мозг развивается на протяжении всей нашей жизни, его возможности не являются раз и навсегда заданной константой. И как ни парадоксально, мозгу помогают расти и развиваться ошибки, которые мы совершаем: он учится на них, благодаря им он усваивает новую информацию и соотносит ее с уже имеющейся.
Ошибки — это благо. Не стоит уклоняться от них или избегать их, ведь только преодолевая трудности, наш мозг растет. Он активен и усердно перебирает альтернативы в поисках подходящего варианта. Если вы все делаете правильно, ваш мозг не развивается.
Наши достижения зависят не столько от врожденных способностей, сколько от особого характера подготовки, который стимулирует выработку миелиновой оболочки, покрывающей нервные волокна. Именно благодаря ей увеличивается скорость и точность прохождения нервных импульсов. Чем сложнее задача, чем больше она требует напряжения, тем прочнее будет миелиновая оболочка и тем более впечатляющими будут результаты.
Действовать эффективно для мозга — значит испытывать себя на грани возможностей, совершать ошибки, исправлять их и двигаться дальше».
Автор: Джо Боулер Издательство, обложка и аннотация: «МИФ» Год издания: 2019 Место издания: Москва
E-learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным
«Дистанционное электронное обучение (e-learning) — один из наиболее эффективных способов повышения результативности персонала.
Майкл Аллен, признанный гуру в сфере e-learning, предлагает прекрасные инструменты для разработки электронных курсов, которые действительно влияют на результативность деятельности сотрудников. Созданные по его методологии курсы работают на результат, а сотрудники проходят их с удовольствием.
Аллен рассказывает о конкретных технологиях, нюансах образовательных методик, а также практическом опыте компаний по внедрению систем дистанционного обучения».
Автор: Майкл Аллен Издательство, обложка и аннотация: «Альпина Паблишер» Год издания: 2018 Место издания: Москва
Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса
«В наши дни ученику не обязательно сидеть за школьной партой. Интернет вместо доски, виртуальное пространство вместо парты — именно так люди теперь хотят, предпочитают и решают учиться.
Но не все, что годится для реального учебного пространства, подходит для виртуального. У вас есть безукоризненный интерактивный курс, основанный на традиционной схеме обучения? Ужасная ошибка — просто взять и залить его в программу для интернет-конференции. Страдальцы-ученики заснут у мониторов под мелькание слайдов PowerPoint. Казалось бы, очевидная вещь! К сожалению, именно так организовано большинство сегодняшних курсов онлайн-обучения.
Эффективный переход от традиционного к онлайн-обучению требует нового подхода к содержанию, оргсхеме обучения и способам передачи знаний.
Сформулированные авторами правила и практические советы помогут вам создать или усовершенствовать собственную виртуальную школу».
Автор: Мэттью Мердок, Трейон Мюллер Издательство, обложка и аннотация: «Альпина Паблишер» Год издания: 2018 Место издания: Москва
Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка
«Революционный подход к образованию от всемирного эксперта.
Кен Робинсон — один из самых авторитетных специалистов в образовании. Его выступление по этой теме на TED в 2006 году стало одним из самых популярных за всю историю этого проекта.
В своей новой книге Кен фокусируется на важнейшей современной проблеме — системе образования. Он протестует против неактуальной «индустриальной» образовательной системы и предлагает переходить к персонализированному подходу в обучении, который позволит полностью использовать невероятные технологии и ресурсы, доступные сегодня, чтобы вовлечь учеников и студентов в процесс обучения. Старая система не стимулирует любовь к знаниям и не готовит детей и подростков к актуальным вызовам 21-го века. Нам пора её менять».
Автор: Кен Робинсон, Лу Ароника Издательство, обложка и аннотация: «МИФ» Год издания: 2015 Место издания: Москва
Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире
«Когда система школьного образования в Финляндии была признана самой лучшей по результатам теста PISA, педагоги со всего мира принялись изучать опыт финских коллег, пытаясь понять, в чем же заключается их секрет. Американский преподаватель Тимоти Уокер, который два года проработал учителем в хельсинкской школе, утверждает, что в основе всех достижений финских школьников лежит простой принцип: учебный процесс должен приносить радость. Короткий учебный день, минимум домашних заданий и тестирования — это только внешние составляющие успешного обучения.
В своей книге Уокер рассказывает, как устроена финская система обучения, почему важно обсуждать с учениками их оценки, как предоставление школьникам выбора и совместное планирование помогут им стать более независимыми, почему обилие наглядных материалов на стенах приводит к снижению успеваемости и зачем учителю нужно играть с детьми на переменах. Он предлагает 33 стратегии, которые возможно применить и в наших, российских, школах».
Автор: Тимоти Уокер Издательство, обложка и аннотация: «Альпина Паблишер» Год издания: 2022 Место издания: Москва
Гении и аутсайдеры
«Жизнь несправедлива. Деньги, власть, слава и успех распределяются среди людей крайне неравномерно. Но почему одним все, а другим ничего? Правильно ли сводить причины успеха только лишь к личным качествам, дарованным природой?
Малкольм Гладуэлл — первый, кто обнаружил скрытые законы за тем, что всегда казалось исключительно волей случая. Эти законы объясняют, почему выдающиеся хоккеисты рождаются, как правило, в январе и практически никогда — в октябре; почему азиатским школьникам математика дается легче, чем другим; почему, чтобы стать престижным нью-йоркским адвокатом, нужно быть евреем.
Книга показывает, что общего у Билла Гейтса, "Битлз" и Моцарта и почему им удалось переплюнуть сверстников. "Гении и аутсайдеры" — не пособие "как стать успешным". Это увлекательное путешествие в мир законов жизни, которые вы можете использовать себе на пользу».
Автор: Малкольм Гладуэлл Издательство, обложка и аннотация: «МИФ» Год издания: 2022 Место издания: Москва
«Новая книга автора бестселлеров "Кто бы мог подумать!" и "В интернете кто-то неправ", лауреата премии "Просветитель".
Ася Казанцева написала интересную книгу о нашем мозге и поведении. Здесь много как классических, так и абсолютно новых фактов о работе мозга. Даже ученым очень трудно уследить за чередой неожиданных открытий в современной нейробиологии, а потому такие книги чрезвычайно полезны. Книга наглядно показывает, что наш мозг, а значит и мы — гораздо интереснее и сложнее, чем мы привыкли думать.
Ася Казанцева — известный научный журналист, популяризатор науки, лауреат премии "Просветитель" (2014). Ее третья книга посвящена строению и работе мозга, связям нейробиологии и психологии, "описанию разных экспериментов, старинных и современных, которые в совокупности формируют представление о том, что мозг познаваем". Автор, как всегда, ссылается на серьезные научные источники и в своем фирменном стиле старается донести до широкого круга читателей главные идеи: мозг — "наш главный рабочий инструмент" — материален, изменчив и неоднороден, "и осознание этих его свойств полезно в повседневной жизни".
Книга издана при поддержке фонда "Эволюция"».
Автор: Ася Казанцева Издательство, обложка и аннотация: «Corpus» Год издания: 2019 Место издания: Москва
Правила мозга: Что стоит знать о мозге вам и вашим детям
«Знаете ли вы, что 26 минут сна могут повысить вашу производительность на 34%? Что мозг во сне не прекращает свою деятельность и бывает даже активнее, чем в периоды бодрствования? Что мужчины и женщины воспринимают реальность и принимают решения совсем по-разному?
Мы очень мало знаем о том, как функционирует наш мозг, и не учитываем особенности его работы в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Между тем такое знание может помочь нам работать продуктивнее, больше запоминать, лучше учиться и проводить эффективные переговоры и презентации.
Профессор Джон Медина сформулировал 12 принципов работы мозга, каждый из которых мы можем использовать в повседневной жизни. Например, каждые 10 минут мозгу нужен небольшой перерыв, чтобы дальше воспринимать информацию: и автор сам умело использует это правило, иллюстрируя свою книгу историями и примерами.
Прочитав эту книгу, вы узнаете:
как сон и стресс влияют на наш мозг;
как мы обучаемся;
что мультизадачность — это миф;
как физические и интеллектуальные упражнения снижают риск болезней;
почему новая информация быстро забывается и как этого избежать».
Автор: Джон Медина Издательство, обложка и аннотация: «МИФ» Год издания: 2014 Место издания: Москва
«"21 урок для XXI века" — третья книга Юваля Харари, автора изданных на 50 языках мира бестселлеров "Sapiens. Краткая история человечества" и "Homo Deus. Краткая история будущего". В ней сорокатрехлетний профессор истории, которого называют самым ярким мыслителем нашего времени, обратился к проблемам сегодняшнего дня. Что происходит в современном мире и каков глубинный смысл этих событий? Почему либеральная демократия переживает кризис? Как быть с эпидемией фейковых новостей? Как не стать рабами компьютерных алгоритмов? Удастся ли предотвратить экологический коллапс? Действительно ли происходит возврат к религии? Как бороться с терроризмом? Будет ли новая мировая война? От того, сумеет ли человечество найти адекватные ответы на вызовы, стоящие перед ним в XXI веке, зависит, будет ли существовать планета Земля и ее обитатели в следующем столетии».
Автор: Юваль Ной Харари Издательство, обложка и аннотация: «Синдбад» Год издания: 2019 Место издания: Москва
«Искусство задавать важные вопросы (и отвечать на них) от декана Гарвардской высшей педагогической школы.
В жизни есть всего пять по-настоящему важных вопросов. Это вопросы первой необходимости, и вы должны регулярно задавать их себе и другим. Стоит выработать такую привычку, и вы сразу почувствуете, что жить стало лучше (и счастливее) и что успех чаще посещает вас. Мало того, у вас появится гораздо больше оснований дать положительный ответ на вопрос, который автор этой книги, декан Гарвардской педагогической школы, в своей книге называет бонусным. А он, вероятно, наиважнейший из всех, которые когда-либо ставила жизнь перед каждым из нас.
Задавать хорошие вопросы — это непременный залог успеха практически на любом профессиональном поприще. Хорошие учителя, например, признают, что грамотно поставленные вопросы порождают знания и высекают искры, разжигающие любознательность. А нет более ценного свойства, заслуживающего, чтобы его развивали и культивировали в детях, чем любознательность. Эффективные лидеры, даже самые великие, и те признают, что не знают всех ответов. Зато они знают, как задавать правильные вопросы — вопросы, которые побуждают и других, и их самих вырваться из плена старых, заезженных ответов, вопросы, способные открыть новые возможности, которые невидимы и непредставимы, пока не задан нужный вопрос».
Автор: Джеймс Райан Издательство, обложка и аннотация: «МИФ» Год издания: 2017 Место издания: Москва
«Детские сады становятся все более похожими на школы. Но эксперт по образовательным технологиям и профессор MIT Митчел Ресник уверен — должно происходить наоборот.
Он рассказывает, как страсть и игра, присущие детскому саду, могут помочь людям всех возрастов развивать креативность и мышление.
Процесс обучения в большинстве современных садов, школ и даже институтов не развивает в достаточной мере креативность, умение экспериментировать, развивать свои идеи и заимствовать чужие, чтобы генерировать собственные. Изменить это может спираль обучения через творчество, через которую проходят дети в детском саду (вообразить-сделать-испытать и поиграть со сделанным-поделиться с другими-обдумать результаты-вообразить по новой и так далее).
Автор предлагает любой процесс обучения для детей и для взрослых строить на основе этой спирали. И для этого его исследовательская группа в MIT разработала 4 П-принципа: проекты, пылкая увлеченность, партнерство, процесс игры. Они пришли к выводу, что наилучший способ пестовать креативность — это содействовать всем детям и взрослым, когда они в духе игры и сообща с партнерами-единомышленниками работают над проектами, связанными с предметами их пылкого увлечения.
Эти четыре принципа подходят не для одних только академических исследований. Они послужат полезной основой и ориентирами для педагогов, родителей и всех, кто так или иначе заинтересован содействовать обучению через творчество».
Автор: Митчел Резник Издательство, обложка и аннотация: «МИФ» Год издания: 2017 Место издания: Москва
«Восток и Запад имеют принципиально различные представления об обучении, которые влияют на отношение к детям и образованию. Рассматривая результаты многих лет исследований, Цзинь Ли показывает важное концептуальное различие между западной моделью образовательного процесса, ориентированной на разум, и восточной моделью, ориентированной на добродетель. Первая ставит перед собой целью воспитание разума для понимания мира, а последняя уделяет внимание прежде всего нравственному и социальному самосовершенствованию. Прослеживая культурные истоки этих двух крупных интеллектуальных традиций, автор подробно показывает, как эти модели проявляются в психологии образовательного процесса, сказываются на результате обучения, отношении к другим обучающимся, выражении того, что знает человек, направляющих усилиях родителей и т.д. Несмотря на ускорение в наши дни культурного обмена, эти модели образовательного процесса не ослабевают, но выдерживают проверку временем».
Автор: Цзинь Ли Издательство, обложка и аннотация: «Издательский дом ВШЭ» Год издания: 2015 Место издания: Москва
«Книга "Проектирование образовательного опыта" охватывает фундаментальные темы, которые составляют практику дизайна учебных программ: от целеполагания и образовательных результатов, до моделей обучения, алгоритмов проектирования и карты опыта студента. Вы найдете рабочие алгоритмы, примеры, практику и теорию, системно помогающую разобраться в теме».
Автор: Соня Смыслова Издательство, обложка и аннотация: «Universal University», Соня Смыслова Год издания: 2022 Место издания: Москва
Как говорить с детьми, чтобы они учились
«Вторая книга авторов многомиллионного бестселлера "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили". Между чувствами детей и их поведением существует прямая связь. Когда они расстроены, то заметно снижается возможность сосредотачиваться и усваивать новый материал, и если мы хотим освободить их разум для мышления и учебы, то нам нужно уважать их эмоции. Не только в школе, но и дома. На конкретных примерах авторы показывают как создать эмоциональную среду, в которой ребенок не боится экспериментировать и учиться новому. В книге вы найдете советы, которые помогут подтолкнуть вашего ребенка к принятию ответственности и выработке самодисциплины. Воспользуйтесь их методами и помогите детям понять, кто они есть и кем могут стать».
Автор: Адель Фабер, Элейн Мазли Издательство, обложка и аннотация: «Эксмо» Год издания: 2020 Место издания: Москва
Видимое обучение
«Книга "Видимое обучение" представляет результаты самого масштабного в мире исследования в области доказательной педагогики и несет в себе ответы на критически важные вопросы современного образования.
Как улучшить результаты школьного обучения? Что и в какой степени влияет на учебные успехи учеников? Как сделать учебный процесс наиболее действенным и привести больше учеников к высоким учебным результатам? Какое влияние на результаты обучения оказывают личность ученика, его семья, учитель, учебная программа и методы преподавания?
Проанализировав за 15 лет результаты более 50 000 исследований во всем мире с суммарным охватом более 86 миллионов школьников, Джон Хэтти отобрал список значимых факторов и оценил степень влияния каждого из них на достижения школьников. Свои выводы он представил в виде рейтинга с детальным описанием каждого включенного в него фактора и его роли в образовательном процессе. Степень влияния каждого конкретного фактора он визуализировал с помощью «барометра влияния», что позволило сделать научный текст книги легко воспринимаемым самой широкой аудиторией.
Джон Хэтти также предлагает модель обучения, которая делает видимой эффективность процессов учения и обучения. Благодаря данной модели педагоги смогут увеличивать свою результативность и добиваться значимых успехов в своей деятельности.
"Видимое обучение" — огромный вклад в педагогику и замечательный ориентир для учителей и родителей, позволяющий сравнивать многочисленные инновации, которые сегодня внедряются в современных школах».
Автор: Джон Хэтти Издательство, обложка и аннотация: «Национальное образование» Год издания: 2021 Место издания: Москва
Школа для детей, а не наоборот. Будущее без оценок и домашних заданий
«Как внимательный и добросовестный доктор, Альфи Кон проводит тщательное исследование и выносит школьной системе неутешительный диагноз, звучащий как приговор. Но будучи профессионалом, который лично заинтересован в выздоровлении пациента, он выстраивает целостную стратегию лечения и дает рецепты, которыми мы можем воспользоваться.
Для этого нам надо переосмыслить многое. Каким должно быть образование, какова цель школы, что должно стать необходимым условием конструктивных перемен и какими должны быть реформы… В своем объемном и структурированном труде Кон дает нам точное направление и заражает своей уверенностью в том, что школы могут стать действительно ДЛЯ детей, по-настоящему отвечая их потребностям и соответствуя духу времени.
Книга будет полезна родителям, учителям, тьюторам, управленцам, всем, кто интересуется вопросами образования и осознает необходимость кардинальных изменений в этой сфере».
Автор: Альфи Кон Издательство, обложка и аннотация: «Ресурс» Год издания: 2017 Место издания: Москва
Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни
«Логика и критическое мышление — одни из самых ключевых навыков 21 века.
Эта книга как раз об этом.
Она интересная и нескучная, в ней собраны 10 историй, с которыми так или иначе встречался каждый».
Автор: Никита Непряхин, Тарас Пащенко Издательство, обложка и аннотация: «Альпина Паблишер» Год издания: 2020 Место издания: Москва
«Виктория Шиманская — доктор психологии и автор первой в России запатентованной методики развития эмоционального интеллекта — уверена, что именно искусство коммуникации делает обычного человека выдающимся. Но самое главное — хорошим коммуникатором может стать каждый.
Она подготовила простые, но эффективные упражнения на каждый день. Чтобы выполнять их, не требуется специальных ситуаций и условий.
Занимаясь по книге, подростки научатся «читать» собеседника, находить с ним общий язык, отстаивать свои позиции и доносить информацию максимально ясно и понятно.
Все это очень пригодится и в школьной, и в обычной жизни».
Автор: Виктория Шиманская Издательство, обложка и аннотация: «Альпина Паблишер» Год издания: 2022 Место издания: Москва
Тайм-менеджмент для школьника. Как Федя Забывакин учился временем управлять
«Если ваш ребенок учится в школе, вам наверняка знакома ситуация, когда у него ни на что не хватает времени. Уроки, секции, занятия с репетитором… а ведь еще хочется погулять с друзьями, поиграть и посмотреть кино, повозиться с домашними питомцами и пообщаться с родителями.
В новой книге Марианны Лукашенко, автора бестселлера "Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей" в увлекательной и доступной форме объясняются самые популярные техники тайм-менеджмента. Освоив их, ребенок научится планировать свой день, находить время для занятий, игр и полноценного отдыха. Эти навыки помогут ему стать более организованным и ответственным, научиться ставить цели и достигать их, что обязательно поможет ему в будущей взрослой жизни. Каждая глава сопровождается замечательными сюжетными цветными иллюстрациями Владимира Федорова».
Автор: Марианна Лукашенко Издательство, обложка и аннотация: «Альпина Паблишер» Год издания: 2022 Место издания: Москва
«Вы знаете, какой была книга 4 тысячи лет назад? Хотите, не выходя из дома, сделать глиняную табличку, папирусный свиток, берестяную грамоту или бумажную гармошку? А изготовить собственную бумагу с цветами или с укропом?
Читателю этой книги предстоит не только узнать, какой долгий путь прошла книга, но и пережить этот сюжет мировой истории на собственном опыте - через эксперименты с разными материалами и создание собственных рукотворных книг.
Попутно читатель откроет для себя множество секретов художественного ремесла, которыми владели древние мастера.
Книга богато иллюстрирована; в ней вы найдёте сказки, пословицы, скороговорки и рецепты, которые пригодятся для изготовления необычных рукодельных книжек. Автор книги – художник, педагог и искусствовед Светлана Прудовская. Для среднего школьного возраста».
Автор: Светлана Прудовская Издательство, обложка и аннотация: «КомпасГид» Год издания: 2015 Место издания: Москва
Полный список литературы по этому направлению можно найти здесь.
Открыть
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie