чек-лист

Как подготовить инклюзивный проект?

Слово «инклюзия» происходит от английского inclusion и переводится как «включение». Главная задача этого процесса — вовлекать людей с особенностями здоровья и развития в общественную и культурную жизнь, сделать людей с особенностями развития полноправными членами общества, позволить вести полноценную интересную жизнь. Один из вариантов такой работы — творческие проекты, которые помогают им наладить контакт с внешним миром. Для этого библиотеки проводят мероприятия, например, инклюзивные мастерские и выставки. Мы предлагаем вам ознакомиться с пятью интересными инклюзивными мероприятиями в библиотеках, которые проводятся в рамках проекта "Гений места".
Создание инклюзивного проекта в библиотеке требует тщательного планирования и учета потребностей различных групп пользователей. Вот несколько шагов, которые могут помочь в создании инклюзивного проекта:
  • Оценка потребностей
    Проведите исследование, чтобы определить потребности людей с ограниченными возможностями. например, можно собрать группу людей и побеседовать с ними об их потребностях в культурном досуге
    01
  • Участие заинтересованных сторон
    Вовлеките членов сообщества, представителей организаций, работающих с людьми с ограниченными возможностями, и других заинтересованных сторон для получения обратной связи и поддержки
    02
  • Разработка концепции проекта
    Для этого важно определить его цели, целевую аудиторию и ожидаемые результаты
    03
  • Планирование программы
    Разработайте программу, которая учитывает потребности различных групп пользователей, включая специальные мероприятия, которые могут быть доступны для всех
    04
  • Обучение персонала
    Обучите библиотечный персонал вопросам инклюзии и специфическим потребностям пользователей с ограниченными возможностями
    05
  • Оценка и корректировка
    После запуска инклюзивного проекта регулярно оценивайте его эффективность и вносите изменения на основе обратной связи пользователей
    06
Что необходимо учесть при планировании инклюзивного мероприятия или проекта?

Посетители с «особыми потребностями» нуждаются:
  • 1
    В адаптировании программ (темп, объем, простота изложения, специальные вспомогательные материалы, приспособления и т.п.).
  • 2
    В изменении условий и способов подачи материала (например, учесть особенности цветовосприятия, доминирующие каналы восприятия и т.д.).
  • 3
    В изменении форм и способов взаимодействия с инклюзивной группой и получения от нее обратной связи.
  • 4
    В спокойной и доброжелательной обстановке.
инклюзивные Мероприятия и проекты библиотек в рамках работы в проекте "Гений места"
Ульяновская область: Центр литературного краеведения им. И.А. Гончарова
Знакомство со шрифтом Брайля и 3D-моделированием

В 2021 году в библиотеке была презентована книга с 3D-иллюстрациями для слабовидящих людей, созданная в рамках проекта «Книги на ощупь» на основе работы Крокетта Джонсона «Гарольд и фиолетовый мелок».


ребята приступили к созданию этой книги в новом формате - теперь она будет сопровождаться шрифтом Брайля. Ребята познакомились с жизнью тифлопедагога Луи Брайля и разработанным им рельефно-точечным тактильным шрифтом, с книгами для слабовидящих людей, а также с мобильным рабочим местом.

Пермский край: Муниципальная библиотека № 1 им. Л.Н.Толстого
«Вижу руками»

Проект инклюзивной творческой мастерской "Я вижу руками" был представлен в модельной библиотеке № 1 в честь 300-летия Перми. На выставке была продемонстрирована коллекция работ из серий "Прогулки по Перми" и "Абстракция", выполненных художниками с нарушениями зрения. Картины содержат специальные тактильные элементы, позволяющие посетителям физически взаимодействовать с ними.

Челябинская Ульяновская область: Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых
Круглый стол для обсуждения новаторских идей и возможности их реализации

Круглый стол для обсуждения новаторских идей и возможности их реализации был проведен в рамках цикла мероприятий в хабе «Точки роста». Было принято решение:


- издать многоформатный литературный сборник


- продуктами участников хаба по направлению «Кино» должны стать ролики с тифлокомментированием о жизни людей с инвалидностью,


- продукты театрального искусства – это инклюзивные театрализованные сценки взрослых и детей к библиотечным мероприятиям.

Свердловская область: Филиал №8 Березовского
Целевая аудитория проекта

победительница конкурса "Гений - это ты!" по направлению "Маркетинг в социальных сетях" Алсу Тагирова рассказала о том, что такое целевая аудитория проекта на примерах шоколадного батончика и инклюзивной студии «Компас ТВ». Познакомила слушателей с методикой «Jobs to be Done» для изучения целевой аудитории. В качестве практики Алсу предложила познакомиться со своей группой ВКонтакте и определить её целевую аудиторию. Слушатели активно высказывали свои предположения и смогли грамотно определить аудиторию по методике, рассмотренной ранее.

Республика Саха (Якутия): филиал №13 «Библиополе»
Анимация

Цикл мастер-классов по созданию мультипликационного фильма в технике перекладной анимации. На занятиях, став главным режиссёром, сценаристом, монтажёром и художником-мультипликатором ребята воплощают свой авторский проект с помощью технического оборудования библиотеки. Мероприятие участвует по программе "Пушкинская карта".


Мероприятие проводилось в рамках проекта инклюзивной анимационной студии «Теремок», который прошел отбор в конкурсе народных инициатив «Народный бюджет».

Челябинская Ульяновская область: Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых
Кино под открытым небом

Инклюзивные уличные кинопоказы направлены на адаптацию людей с особенностями зрения посредством тифло-кинематографа. На инклюзивном кинопоказе под открытым небом (Городской сад имени А.С. Пушкина) 5 короткометражных фильмов разных жанров. В подборку вошли комедии, мистические драмы, мелодрамы и фильмы в формате «скринлайф». Картины объединяются в единый географический цикл – все они сняты местными съемочными группами на территории Урала.