Интервью #5
Направление: менеджмент проектов в сфере культуры
Николай Башков
г. Курск
Курская Областная Научная Библиотека им. Н. Н. Асеева

Здравствуйте, Николай! Расскажете о себе?
Я довольно разноплановый человек: играл на гитаре и выступал в разных заведениях города, пять лет проучился в театральной школе, интересуюсь режиссурой и актерским мастерством, снимался в коротких метрах своего же производства. Во время получения технического образования учился на электрика и понял, что глубоко гуманитарий, но СУЗ всё равно закончил с красным дипломом. Путешествую: проехал на поезде от Москвы до Хабаровска, что заняло почти неделю. Всегда стараюсь получить новые знания, опыт и впечатления. На сегодняшний день основной род моей деятельности это парикмахерское искусство и публичные выступления в качестве артиста разговорного жанра. Также я провожу встречи киноклуба, куда приглашаю профессиональных артистов.

Как вы узнали о проекте «Гений места»?
– Я сотрудничаю со многими библиотеками как артист, также меня часто приглашают как гостя на множество интересных мероприятий, которые реализуются благодаря проекту «Гений места».

Как вы узнали про конкурс «Гений – это ты!» и приняли решение участвовать в конкурсном отборе?
– Я часто выступаю как чтец и ведущий, провожу мастер-классы в библиотеках города и подписан на сообщество во ВКонтакте ЦБС города Курска. Там я увидел анонс образовательной программы и решил подать заявку по интересующему направлению.

А была ли у вас дополнительная мотивация пройти обучение, например, сменить сферу деятельности?
– Мне хотелось расширить свою экспертизу и выйти на более высокий уровень: не только проводить мероприятия, но и создавать с нуля социально-значимые проекты.

Как прошли конкурсные этапы? Какой этап понравился больше других?
– Не могу выделить конкретный этап: я творческий человек, и для меня все задания были креативными и доступными!

Насколько удобно было проходить обучение?
– Довольно удобно: в группе было выбрано оптимальное время для проведения занятий. Если вдруг не получалось присутствовать на встрече или хотелось освежить полученные знания, занятие всегда можно было посмотреть в записи.
Что мотивировало вас пройти обучение до конца? Обучение вписывалось в ваш график?
– Жажда новых знаний и отличная команда экспертов не давали возможности заскучать, не говоря уже о том, чтобы сдаться на полпути. К тому же, в группе получилось создать дружескую атмосферу, а это очень ценно. Касаемо графика, да, время оказалось очень удобным.

Что в обучении было для вас самым полезным?
– Современные знания от каждого из экспертов, много прекрасных одногруппников, поддержка и мотивация от нашего тьютора. Курс хорошо сбалансирован, мы прошли по самым важным этапам реализации проекта. Самыми сложными, но при этом важными для меня были блоки по бюджетированию и организации работы команды. Думаю, теперь у меня нет пробелов в этих темах.
Удалось ли за время обучения или после него реализовать свой проект?
Мой проект направлен на популяризацию жестового языка (РЖЯ). Это тема для меня довольно личная: я сам инвалид по слуху, начал терять его в 15-16 лет. Так как глухота прогрессирующая, то со временем есть вероятность, что я перестану слышать совсем. Как раз в тот момент я решил изучать РЖЯ, но столкнулся с тем, что в моём городе нет места, где можно было бы познакомится с языком и начать его изучать. За более чем десятилетие ситуация в городе не изменилась, но я сам смог изучить язык до приемлемого уровня на специальных курсах, записал несколько песен на нем и поучаствовал в концерте жестовой песни на фестивале инклюзивного творчества в Челябинске.

Своим проектом мне хотелось бы помочь людям, которые оказались в ситуации, подобной моей, привлечь внимание слышащих к культуре и языку людей с особенностями слуха. Практика мастер-классов показала, что школьники, студенты и более взрослые люди практически ничего не знают об РЖЯ: о том, что жестовый язык - не калька с устного; что существуют спектакли и театры, где весь репертуар построен на РЖЯ; что есть такая живописная вещь, как жестовая песня. Но уже есть положительная динамика: благодаря проекту более двухсот человек знают об РЖЯ больше, некоторые стараются интегрировать жесты в свои творческие проекты. Например, не так давно я консультировал артистов Курского Театра кукол при работе над новым спектаклем, где один из персонажей глух и общается с помощью жестов. Работы ещё очень много, но уже есть первые плоды, и это радует.

Как проект может способствовать развитию территории?
– Проект может стать фундаментом для развития инклюзивного творчества не только в городе, но и в регионе. Пиком проекта я вижу проведение фестиваля жестового языка, где люди с особенностями слуха и без работают сообща, движимые любовью и пониманием важности языка, над малыми и большими художественными формами, от песен, стихотворений, прозы до целого спектакля.
Ожидаете ли вы еще больше развивать свой проект?
– Да, мне очень дорог и важен проект. Когда я пойму, что общественное мнение положительно изменилось и появились небезразличные люди, которые тоже занимаются его популяризацией, можно будет двигаться дальше. А пока работаем.

Есть ли идеи для новых проектов?
– Конечно! Хочется углубить актуальный проект и добавить к нему ответвления, возможно, даже создать общую экосистему.

Удалось ли наладить связи в рамках проекта?
– Да, я познакомился с большим количеством умных и приятных людей со всей страны. Мы продолжаем поддерживать с ними связь и уже сейчас приглашаем друг друга в гости.

Какой бы совет вы дали новым участникам программ?
– Пробовать и ничего не бояться, иначе о вашей прекрасной инициативе никто не узнает. Не переживать, если в процессе нужно будет вносить изменения и адаптировать проект, ведь команда экспертов хочет помочь и сделать его еще лучше!
Интервью от 26 марта 2024 года

Победитель конкурса «Гений – это ты!» по направлению «Менеджмент проектов в сфере культуры»: Николай Башков

Библиотек – участница проекта «Гений места»: Курская Областная Научная Библиотека им. Н. Н. Асеева