Партнеры
и ресурсы
08. 04. 2022
  1. Экосистема
  2. Фандрайзинг
  3. Корпоративные пожертвования
  4. Тренды в области частной филантропии в России
  5. 5 принципов работы фандрайзера
Спикерьi
  • Ольга Драничкина
    Начальник отдела развития и член Управляющего совета Фонда поддержки Государственной Третьяковской галереи
1. Экосистема

Термин «‎экосистема» впервые был предложен в 1935 г. английским экологом А.Тенсли. Под экосистемой понимается совокупность живых организмов (сообществ) и среды их обитания, образующих благодаря круговороту веществ, устойчивую систему жизни


Наша роль для партнеров определяется экосистемой, в которой мы с партнерами существуем. Важно понимать, какие ресурсы есть у нас и какие ресурсы имеются у партнеров, чтобы мы могли ими обмениваться. Экосистемы бывают разные, так же как и организации в зависимости от их деятельности

2. Фандрайзинг
Фандрайзинг или сбор пожертвований – это процесс привлечения денежных средств и других ресурсов (человеческие, информационные), а также организация процесса обеспечения ресурсами, которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом
Мы занимаемся фандрайзингом каждый день в разных формах и объемах. Когда мы ставим перед собой цель, мы оцениваем, какие ресурсы нужны для ее достижения и пытаемся эти ресурсы получить. Реализация проектов требует привлечения средств и ресурсов. Для России понятие «‎фандрайзинг» относительно новое. Активно фандрайзинг начал развиваться с начала 2000-х годов. В поле преподавания и научной деятельности фандрайзинг только внедряется

Фандрайзинг состоит из двух основных элементов: ресурсов и партнеров. Ресурсы – это составляющие любого проекта и в принципе деятельности любой организации. Какого бы масштаба и направленности ни был проект, ему необходимы ресурсы в виде информации, финансов, оборудования, персонала и пр.
Партнер – это участник совместной деятельности. Партнеры – это не только те, кто делится с вами финансовыми ресурсами, это также те, кто оказывают вам содействие в различных формах: помогают реализовать проект, содействуют с помощью волонтеров и т.д. Партнеры – это важная часть экосистемы, внутри которой все являются полноценными участниками процесса и получают взаимную выгоду

При работе с партнером важно, чтобы обе стороны получали выгоду в различных формах. Чтобы успешно вести работу с партнерами, важно понимать, что вы нужны вашему партнеру так же, как и он вам. Выходите к партнеру с предложением, учитывая эту установку, и у вас будет больше положительных результатов. Подобная установка выводит вас из позиции «‎просящего» и ставит в позицию равноценного партнера
В организации существует 2 типа фандрайзинга: проектный и операционный. Проектный фандрайзинг подразумевает сбор средств на реализацию проектов, и цель использования этих средств уже определена. Операционный фандрайзинг – это сбор средств на текущую деятельность для поддержания функционирования организации

Для того, чтобы быть в курсе текущих аспектов фандрайзинговой деятельности, знакомиться с новыми механизмами и исследованиям в этом направлении, а также эффективно планировать свою деятельность, важно следить за новостями сферы бизнеса. Например. Бизнес-школа «‎Сколково»‎ и Благотворительный фонд Владимира Потанина часто выкладывают полезные материалы и исследования по этой теме. Последние тренды в фандрайзинговой деятельности: разнообразие, равенство, инклюзия, экология, здравоохранение
Прежде чем осуществлять фандрайзинг на проекты у конкретного партнера, важно провести подготовительную работу. Необходимо понимать интересы и приоритеты партнера. Часто на сайтах компаний располагаются их стратегии, где можно понять их приоритетные цели и задачи, а также политику поддержки различных инициатив. Это поможет вам сформировать предложение под конкретного партнера, которое будет ему интересно

Важно не привлекать к вашей деятельности, а вовлекать

Фандрайзинг Третьяковской галереи


Задача – привлечь внимание к библиотеке Третьяковской галереи и получить пожертвование на необходимое для библиотеки оборудование.
Способ – организация серии закрытых показов фондов библиотеки для потенциальных спонсоров/жертвователей.
Результат – сбор пожертвований на мероприятиях для закупки необходимого оборудования

Ключевые моменты:
  • Внимательное отношение к каждому жертвователю
  • Погружение во внутреннюю деятельность учреждения (библиотеки ТГ)
  • Установление партнерских отношений с жертвователями (уделенное жертвователю внимание вернется в виде ресурсов)
3. Корпоративные пожертвования
В рамках таких пожертвований спонсор может финансировать конкретный проект или инициативу, но не может быть спонсором учреждения целиком. При заключении договора со спонсором в предмете договора указывается конкретный предмет спонсорства. Так как это всегда реклама для партнера, то важно прописывать условия для размещения брендированных материалов партнера (логотип и пр.)

«‎Моя Третьяковка»


Задача – оцифровка коллекции Третьяковской галереи (залы и депозитарии) и организация системы привлечения средств для закупки новых экспонатов.
Опции для аудитории – возможность принять участие в оцифровке уникальных экспонатов, неизвестных публике, и собрать свою онлайн-коллекцию экспонатов.
Результат – привлечение средств в эндаумент Третьяковской галереи, доход от которых идет на закупку новых экспонатов

Новый виток развития проекта будет заключаться в привлечении новой интеллектуальной и читающей аудитории. Способ привлечения – партнерство с библиотеками. Информация о проекте Третьяковской галереи распространяется в библиотеках, где обитает целевая аудитория проекта, которая далее приходит в проект «‎Третьяковки»‎

4. Тренды в области частной филантропии в России
  • Улучшение отчётности и коммуникации
  • Дальнейшее количественное и качественное развитие сектора
  • Более вдумчивый подход к разработке теории изменений и обоснованию ожидаемого результата, его мониторингу и измерению
  • Увеличение доли проектов, использующих гибридные инструменты финансирования за пределами пожертвований и грантов
  • Рост профессионализации сектора и распространение бизнес-практик
  • Расширение разнообразия форматов реализации социальных проектов
  • Расширение количества совместных проектов, финансируемых несколькими состоятельными владельцами капитала
  • Большее внимание долгосрочной финансовой устойчивости филантропических проектов и расширение использования целевого капитала (эндаументов)

Рекомендации


  • Не бойтесь экспериментировать и предлагать новые формы взаимодействия по привычным направлениям. Эксперименты позволят заинтересовать и привлечь дополнительное внимание к вашей деятельности
  • Профессиональные сообщества как никогда чувствуют необходимость обмена информацией и опытом фандрайзинга, ВУЗы вводят соответствующие дисциплины и темы по направлению фандрайзинга, которое сейчас очень востребовано и необходимо каждому направлению деятельности
  • Нужно более внимательно подходить к процессу фандрайзинга, продумывать стратегию и необходимый результат. Это поможет эффективнее спланировать работу по привлечению ресурсов
  • При выборе партнеров или спонсоров важно соизмерять масштабы. Если вы только начинаете свой путь в этом направлении, обращайтесь за ресурсами для вашей организации в организации похожего масштаба и далее постепенно двигайтесь к более крупным объемам и масштабам
  • Выстраивайте работу с партнерами внутри вашей организации корректно и в общем ключе: чем больше коллег будут понимать смысл этой деятельности и отвечать замыслу, тем больше эффекта будет от вашей совместной работы
  • Вовлекайте ваших партнеров в вашу деятельность, делайте ваше дело с энтузиазмом и привлекайте к нему внимание
  • Выстраивайте с партнерами доверительное общение
  • Будьте открыты и прозрачны в вашей работе
5. 5 принципов работы фандрайзера
  • Честность
  • Уважение
  • Целостность
  • Эмпатия
  • Прозрачность
Ольга Драничкина
Начальник отдела развития и член Управляющего совета Фонда поддержки Государственной Третьяковской галереи
Окончила Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова, по направлению «‎Искусствоведение».

С 2012 г. состоит в Общероссийской общественной организации историков искусства и художественных критиков. С 2013 г. – член Ассоциации Менеджеров Культуры. В 2015 году завершила обучение в аспирантуре и защитила диссертацию на тему «Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор М.Т. Майстровская). С 2015 года по настоящее время – сотрудник Государственной Третьяковской Галереи
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie