Спикерьi
  • Наталья Сенаторова
    Заместитель руководителя отдела культурно-просветительских проектов и программ Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова (Москва)

Библиотекам давно помогают волонтеры. В 70-80-е годы прошлого века в библиотеках многое делали волонтеры: были развиты низовые инициативы и формы взаимопомощи, которые можно переложить на современную основу.

1. Потребность в волонтерах
Если вы хотите,
чтобы к вам кто-либо пришел,
то нужно это обозначить.

В первую очередь, библиотеке нужно осознавать внутреннюю потребность в волонтерах. Интересна ли вам эта помощь, действительно ли она вам нужна? Если вам нужна помощь, то нужно об этом говорить. Нехватка ресурсов — это не ваша вина, а стечение обстоятельств, поэтому просить о помощи не стыдно. Это может быть сложно психологически и институционально. Второе может быть особенно сложным фактором, если речь идет о больших библиотеках с кадровым, административным и финансовым ресурсом. Нужно принять, что люди не читают мысли друг друга.

2. Формы волонтерской деятельности
  • Неоплачиваемые стажировки. Они интересны людям, поскольку помогают понять себя, свои интересы, попробовать новую сферу деятельности, а также приобрести опыт. Такой формат волонтерства подходит студентам; людям, адаптирующимся к жизни в стране; родителям после или во время декретного отпуска.
  • Волонтерство, в том числе организованное добровольческими организациями вузов, городов, регионов, а также большими социально-ответственными компаниями. Такую помощь необходимо искать самостоятельно: искать такие организации, обращаться к ним с просьбами о помощи любым удобным способом связи. Помощь волонтера может быть как физической (например, он может помочь перенести фонды), так и интеллектуальной (провести занятия по профориентации, провести занятия по языкам/другим навыкам и др.).
  • Практика студентов и старшеклассников. Им не обязательно поручать проектную деятельность, они могут принести другую пользу: апробировать идею проекта, помочь в совместных мозговых штурмах, дать обратную связь, помочь разобраться, почему что-то работает или не работает.
3. Способы привлечения волонтеров
  • Сайт и соцсети (повесить баннер, сделать пост). Информация должна обязательно быть на сайте, а также периодически появляться в социальных сетях. Многие задачи не потребуют от волонтера физического присутствия в библиотеке, поэтому не стоит концентрироваться только на тех читателях, которые сейчас являются вашими посетителями. Вам могут захотеть помочь в том числе и люди из других населенных пунктов, поэтому обязательно нужно обозначить дистанционные возможности.
  • Информационные стенды. Особенно эффективно работают, когда речь идет о том, чтобы принести что-то или помочь в организации разового мероприятия.
  • Устно в библиотеке. Приглашайте читателей, которые вам нравятся, но обязательно делайте это открыто и доброжелательно.
  • Cредства массовой информации и известные люди. Важно не бояться поставить себе такую амбициозную задачу и не бояться получить отказ.

Размещая информацию, нужно акцентировать внимание также и на том, какие компетенции получит волонтер, который будет вам помогать. Вот пример того, как привлекала волонтеров «Некрасовка».
3. Взаимодействие с волонтерами
Когда волонтер только приходит в вашу библиотеку, нужно его «привязать» институционально, чтобы он ощущал причастность к месту, которому помогает. В «Некрасовке», например, волонтерам выдается фирменный бейджик. Также обязательно должен быть сформулированный список задач, которые можно делегировать волонтеру.
Среди таких задач могут быть:
  • бессрочные «вечные задачи»
  • задачи «здесь и сейчас»
  • текущие задачи

Волонтеры могут оказать большую помощь в ведении социальных сетей. Привлекайте студентов специальностей «PR и реклама», «Менеджмент культурных проектов», начинающих дизайнеров, иллюстраторов: они помогут вам привлечь аудиторию 18–35 лет, так как они наверняка знают, какие у нее интересы. Не бойтесь доверить молодому поколению основные средства коммуникации вашей библиотеки.

Несмотря на то, что волонтерская работа проходит на безвозмездной основе, не забудьте о физической благодарности вашему волонтеру. Например, вы можете оформить благодарственное письмо от имени организации: оно будет свидетельствовать об успешной работе волонтера.

Дополнительные материалы


  1. Сайт Библиотеки им. Н.А. Некрасова
  2. Библиотека им. Н.А. Некрасова Вконтакте
  3. Шаблон договора с волонтерами от Библиотеки им. Н.А. Некрасова
  4. Наталья Сенаторова Вконтакте
Наталья Сенаторова
Заместитель руководителя отдела культурно-просветительских проектов и программ «‎Некрасовки»
Победитель конкурса «Лучший библиотекарь Москвы» 2021, член НП «Викимедия.ру», эксперт «Нетологии», преподаватель Московской Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства, в прошлом – старший преподаватель кафедры инфокогнитивных технологий Московского политехнического университета, контент-продюсер фестиваля «Young Old».

Окончила инженерно-технологический факультет Самарского государственного технического университета и аспирантуру на Факультете автоматизации информационных технологий СамГТУ по специальности «Системный анализ и управление».
Работала специалистом по связям с общественностью ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» (2015–2017). До службы в Выборгском замке — руководитель отдела рекламы и маркетинга крупной промышленной компании, производящей энергетическое оборудование в Самаре, была заместителем директора по развитию сети ветеринарных аптек, старшим лейтенантом милиции в образовательном учреждении системы МВД России и ФСИН.
Преподавала в различных вузах Самары, работала в Самарском литературном музее старшим научным сотрудником. С 2019 года вела проектные семинары в Московском политехническом университете (коммуникации в сфере информационной безопасности). С 2017 года – заместитель начальника отдела культурно-просветительских проектов и программ Библиотеки Н. А. Некрасова (Москва).
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie