Спикерьi
  • Кристина Чукалина
    Заместитель директора Центральной городской молодежной библиотеки
    им. М.А. Светлова (Москва)
Городские библиотеки — это современные пространства со всеми условиями для молодых людей и людей старшего возраста. В библиотеках доступны актуальные подборки книг, в том числе лауреатов книжных премий, закупленные у ведущих издательств

Работа с партнерами необходима для популяризации чтения, продвижения и развития.
Партнер — это источник контента, потенциальной целевой аудитории и качественного продукта
1. Партнеры по мероприятиям

Варианты взаимодействия

Организация совместных мероприятий на площадке библиотеки


Примеры «‎Светловки»‎:

  • Лекторий философского факультета МГУ
  • Институт русского языка
  • Лекторий проекта «Интеллектуальные среды»
  • Музыкальные ВУЗы и концерты студентов

Предоставление площадки библиотеки для мероприятий партнеров (платно/бесплатно)


Примеры «‎Светловки»‎:

  • Аренда пространств библиотеки
  • Презентация проектов дома-музея М.А. Булгакова
  • Презентация проектов Музея истории ГУЛАГа
  • Презентации проектов ММКЦ

Проведение мероприятий на площадке партнера (выездные мероприятия)


Примеры «‎Светловки»‎:

  • Встречи с писателями и интеллектуальные игры для школьников московских образовательных учреждений
  • Фейл-конференция в Центре развития социально-культурных инициатив и благотворительности «БлагоСфера»
  • Брейншторминг в библиотеке Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинки»)
2. Партнеры по проектам

Такое сотрудничество подразумевает создание общих проектов. Они часто ограничены во времени, и их целью является либо создание продукта, либо проведение крупных и масштабных мероприятий. Проектное сотрудничество положительно скажется на имидже библиотеки, при этом основная деятельность ваших партнеров необязательно должна пересекаться с библиотечной или книжной отраслью. Более того, партеры по проектам могут в перспективе стать постоянными партнерами библиотеки

Проекты «‎Светловки» с Московским зоопарком



  • Создание книжного лабиринта по книгам о животных с информацией о деятельности зоопарка
  • Спектакль на книжном фестивале «Красная площадь»
  • Лекторий о пандах
  • Экскурсия для сотрудников библиотеки
  • Подарочные экземпляры книг, выпущенных зоопарком

Проекты «‎Светловки» с Московским планетарием


  • Создание книжного лабиринта по книгам о космосе к шестидесятой годовщине полета Юрия Гагарина в космос
  • Постановка спектакля в планетарии
  • Подборки книг от «‎Светловки» для социальных сетей планетария

Проект «‎Светловки» с Библиотекой ароматов «‎DEMETER»: аромаинсталляция


Идея проекта – создание книжных ароматов по произведениям. Презентация проекта проходила на мастер-классе ММКЯ-2020, на Фестивале «‎Красная площадь» 2021, на мастер-классе на Маркете вакансий 2022

Проект «‎Светловки» с баром «‎Shortlist»: специальное меню для бара в честь Международного женского дня



Русские писательницы часто остаются в тени своих коллег-мужчин. Библиотека им. М.А. Светлова и бар «Shortlist» решили это исправить и разработали коктейльную карту, вдохновившись отечественными литературными деятельницами: Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Ольгой Берггольц, Надеждой Тэффи и Лидией Чарской
3. Партнеры-спонсоры

Такое сотрудничество подразумевает предоставление подарков или спонсорских товаров со стороны партнеров. Для библиотеки самые очевидные «‎подарочные» партнеры – это издательства, магазины канцелярских товаров, школы, образовательные платформы

Сотрудничество с партнерами-спонсорами может быть как постоянным, так и разовым. Издательства часто дарят свои книжные новинки для розыгрышей среди читателей библиотеки. В 2021 году «‎Светловка» проводила конкурс совместно с журналом «Seasons» среди своей аудитории в социальных сетях. Приз – участие в мероприятии «‎Литературная кухня» школы «Seasons». Также чайные компании «Herbarus‎» и «Травки» предоставили «‎Светловке» свои товары (травяной чай), которые библиотека дарила своим партнерам, тем самым рекламируя их товар

4. Информационные партнеры

Такое сотрудничество подразумевает информационную поддержку деятельности библиотеки. Взамен библиотека может предложить уникальный контент для этих информационных площадок: книжные подборки, статьи о литературе, писателях, книжных тенденциях и др. Информационный партнер популяризирует библиотеку, упоминая ее в своих публикациях и предоставляя ссылки на библиотечные Интернет-ресурсы

Информационными партнерами могут быть:

  • Районные паблики (страницы в социальных сетях)
  • Местные и онлайн СМИ
  • Местные паблики про досуг
5. Кросс-промо и локальные партнеры

Промо-партнеры могут дать библиотеке возможность продвижения деятельности и популяризации литературы, анонса новостей, привлечения новой аудитории. Промо-партнеры чаще всего бывают локальными.

Форматы взаимодействия:

  • Взаимный обмен печатной продукцией и афишами
  • Закладки
  • Открытки
  • Репосты в соцсетях

Локальные партнеры – партнеры, которые располагаются в радиусе 1-3 километров от библиотеки. Форматы взаимодействия:

  • Проведение квестов, экскурсий
  • Кросс-промо
  • Разовое сотрудничество
6. Рекомендации и лайфхаки

Что может предложить библиотека партнеру?

  • Идея
  • Брендирование (логотипы на раздаточных материалах, видеотрансляциях, афишах, в разделе с партнерами на сайте)
  • Размещение рекламы (реклама партнера перед мероприятием, на сайте, в соцсетях)
  • Выступление (в рамках вашего мероприятия)
  • Площадка (под мероприятия партнера)
  • Контент для соцсетей
  • Расширение базы клиентов, подписчиков, последователей

Поиск партнеров:

  • Определить потенциальных партнеров
  • Найти похожие события, посмотреть участников
  • Найти по ключевым словам на Яндекс-картах и 2ГИС
  • Разместить предложения о сотрудничестве в профильных сообществах в социальных сетях

Подготовка первичной информации:

  • Описать главную идею и задачи
  • Указать всю информацию (тема, целевая аудитория, дата, время и т.д.)
  • Описать выгоду для партнера
  • Указать актуальные контакты и ссылки на библиотеку
Можно оформить в теле письма в почте, презентации, официальным письмом, отправить запрос в социальных сетях в профильных группах.

Поиск контактов нужных людей:

  • На сайте потенциального партнера в разделе Контакты (PR-менеджер, менеджер по маркетингу, бренд-менеджер)
  • Список контактов (контакты искать по ключевым словам в Яндекс, Вконтакте)

Встреча / переговоры:

  • Конкретные предложения по сотрудничеству
  • Промо-материалы и визитки
  • Письмо по итогам встречи с фиксацией договоренностей

После мероприятия:

  • Письмо с благодарностью, фотографиями, статистикой

Поддержание отношений:

  • Формирование списка контактов партнеров
  • Приглашение на мероприятия
  • Подарок или поздравление в профильный праздник
  • Репосты или анонсы интересных новостей и событий партнера

Дополнительные материалы


  1. Сайт Библиотеки им. М.А. Светлова
  2. Youtube-канал Библиотеки им. М.А. Светлова
  3. Методические рекомендации по работе с районными сообществами от Библиотеки им. М.А. Светлова
  4. Шаблоны полезных материалов для организации мероприятий от Библиотеки им. М.А. Светлова
  5. Шаблон письма-предложения о сотрудничестве от Библиотеки им. М.А. Светлова
  6. Шаблон таблицы контактов партнеров от Библиотеки им. М.А. Светлова
Кристина Чукалина
Заместитель директора Центральной городской молодежной Библиотеки им. М.А. Светлова

Закончила Финансовый университет при правительстве РФ по специальности «экономист», дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Творческие индустрии и креативные кластеры для городского развития» кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева Института общественных наук РАНХиГС и МВШСЭН и «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» Московского государственного института культуры.

Работала в ГКУК г. Москвы «Дирекция по развитию культурных центров» в отделе по работе с московской библиотечной сетью, курировала работу стендов московских библиотек на Московском культурном форуме в 2016, 2017, 2019 гг., участвовала в организации площадки «Гражданская платформа развития» в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи.

В настоящий момент – заместитель директора Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная городская молодежная библиотека имени М.А.Светлова», координатор площадки Департамента культуры города Москвы на книжном фестивале «Красная площадь» (с 2016 г.) и «Московской международной книжной ярмарке»

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie