Спикерьi
  • Михаил Шатров
    Руководитель проектов МАРШлаб образовательного проекта Universal University
  • Валентина Агафонова
    Директор Центральной городской молодежной библиотеки им. М.А. Светлова (Москва)
  • Кристина Чукалина
    Заместитель директора Центральной городской молодежной библиотеки
    им. М.А. Светлова (Москва)
Библиотеки имеют огромный потенциал для развития креативных индустрий
в первую очередь как пространство
Библиотека как креативное пространство
1. Функционал креативных пространств
Креативные пространства — это пространства, куда каждый может войти свободно, проводить там досуг, удаленно работать, проводить встречи
2. Специфика креативных индустрий

Креативные индустрии — это не только про культуру, но также и про экономику

Креативные индустрии = предпринимательство + креатив

Креативные индустрии — наш шанс совершить глобальный скачок, опираясь на человеческий капитал. Не на денежный, а на человеческий. Но для этого нужно сделать одну непростую вещь — создать экосистему, которая будет комфортной для творческих людей, позволит фиксировать результаты их деятельности в виде интеллектуальной собственности и тем самым вводить их в экономический оборот, создавая условия для их продвижения в мире
Александр Александрович Аузан — российский экономист, доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

  • Креативные индустрии основаны на соединении креативности, экономики и интеллектуального капитала

  • В креативных индустриях предполагается создание продуктов и сервисов, в основе которых лежит творческий подход и индивидуальный талант

  • Экономическая деятельность в креативной экономике строится на творчестве, знаниях, культуре, соединении предпринимательства и креатива
В чем состоят особенности креативных индустрий?
Примеры продукта креативных индустрий:

Компания Dreamlaser (Нижний Новгород) занимается созданием видеопроекций и лазерных проекций, анимаций, производством графики и эффектов, разработкой креатива (сценический дизайн, постановка мультимедийных шоу). Компания представляет собой междисциплинарную коллаборацию с привлечением других институций и является продуктом совмещения технологий, креатива и предпринимательства
3. Какие условия нужны, чтобы развивать креативные индустрии?
Для развития креативных индустрий должны быть созданы условия для быстрого запуска продукта. Креативные продукты получаются на стыке разных дисциплин благодаря коллаборации людей и вовлечению различных специалистов в работу над проектом. Креативные пространства также способствуют развитию креативных индустрий, давая возможность получать новые знания и быть частью сообщества
Библиотека как место притяжения креативного сообщества. Примеры успешных проектов
Городские библиотеки сегодня – это современные пространства, где можно не только взять книги, но и посетить различные мероприятия, встретиться с известными писателями, актерами, публичными людьми, интересно и с пользой провести время. Также это креативные центры города, которые могут стать местом притяжения для креативного сообщества, а также производителем креативного (творческого) продукта
1. Что предлагает библиотека для креативного сообщества?

Комфортные и функциональные пространства


  • Оптимизация планировки
  • Различные зоны для проектов и активностей
  • Развитая визуальная коммуникация (навигация, объявления, афиши и т.д.)

Фонд


  • Тематическая литература по креативным индустриям
  • Литература на иностранных языках (обучающая и художественная)
  • Актуальные новинки российских и зарубежных авторов, литература на иностранных языках (обучающая и художественная)
  • Лауреаты книжных премий: «Просветитель», «Большая книга», «Ясная поляна»
  • Популярные журналы (Forbes, National Geographic, Harvard business review)

Техническое оснащение



  • Бесплатный доступ к Wi-Fi
  • Компьютеры, печное оборудование
  • Музыкальные инструменты
  • Оборудование для видео/аудио записи

Монетизация


  • Аренда помещений
  • Платные мероприятия

Уникальные творческие услуги


  • Реализация своего проекта на территории библиотеки
  • Привлечение партнеров
  • Обмен контактами

Самообразование


  • Бесплатные лекции, просветительские мероприятия, в том числе онлайн

Реклама


  • Развитие социальных сетей, пиар, реклама в помещениях
2. Как библиотека создает креативные продукты?
  • Производит творческий продукт за счет нестандартных решений, творческого мышления, инноваций
  • Стандартный продукт (литература, чтение, книги) подается в необычной и привлекающей внимание форме

3. Пример успешного проекта: Библиотека им. М.А. Светлова

«‎‎Светловка» представляет традиционные вещи в новом виде


Edutainment-форматы привлечения к чтению


  • Рекомендательные списки литературы в виде тематических книжных закладок и чек-листов с подборками книг как от сотрудников библиотеки, так и от партнеров – лекторов, издательств, писателей, актеров и т. д.

  • Книжные лабиринты – плакат из более чем 50 книг, к каждой из которых приведет вереница вопросов о предпочтениях (разработаны лабиринты по художественной и нон-фикшн литературе, детские и подростковые лабиринты, лабиринт по теме «Космос» в партнерстве с Московским планетарием и по теме «Зоопарк» в партнерстве с Московским зоопарком)
Арома-инсталляция – уникальные парфюмерные композиции, составленные по ассоциациям с известными произведениями, такими как «Война и мир», «Русалочка», «Сон в летнюю ночь», «Кому на Руси жить хорошо», «Незнайка на Луне»

Идея арома-инсталляции – предложить читателям почувствовать книги по-новому, пережить необычный опыт интерпретации текста через ароматы

Теперь книгу можно не только прочитать, но и нанести на одежду, как любимый парфюм

Мультиформатные события и мероприятия

Бункер в Библионочь 2019:

  • Иммерсивный квест
  • Ролевая психологическая игра «Бункер» и авторская игра «Цивилизация»
  • Встреча с писателем Яной Вагнер, автором постапокалиптического романа «Вонгозеро»
  • Выступление музыкальной группы с волынками и барабанами
  • Лотерея с подарками от партнеров
  • Читка пьесы Филипа Ридли «Брокенвиль» в исполнении студентов Столичного профессионального колледжа при участии педагогов театрального клуба «Аура»

Иммерсивная прогулка в темноте «Истории у 7 каминов» в Ночь искусств:

  • Старинная усадьба XVIII-XIX вв.
  • Актеры в роли поэтов Серебряного века
  • Отдельные комнаты с литературными героями нескольких эпох от Шерлока Холмса до Гарри Поттера
Ночь искусств Memento mori! Ночь искусств по-мексикански:


  • Погружение в атмосферу одной из самых колоритных стран – Мексики
  • Посвящение традиционному празднику испаноязычных стран – Día de los Muertos (День памяти умерших) – который включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО
  • Погружение в атмосферу Мексики через призму литературы и театра
  • Лекция о мексиканской культуре
  • Иммерсивное представление о родственных связях
  • Традиционные элементы мексиканского праздника: символика Катрины Калаверы, яркие цвета, специальный грим и национальное угощение

Применение edutainment-форматов для популяризации чтения

VR-ролики с привлечением известных личностей

«Я ЭТО ВИЖУ ТАК. А КАКИМ БУДЕТ ВАШЕ ПРОЧТЕНИЕ?»


Основная идея проекта в том, что у каждого человека свое прочтение книги и каждый может стать соавтором произведения, создавая в своем воображении миры, о которых он читает

ТУРГЕНЕВ И VR: погружение на 360° в книгу с актрисой Аглаей Тарасовой

ТУРГЕНЕВ И VR: погружение на 360° в книгу с актером Юрием Колокольниковым

Городские библиотеки являются производителями креативного (творческого) продукта. Производство творческого продукта происходит за счет нестандартных решений, творческого мышления, инноваций. «Точка входа» для библиотек – их стандартный продукт (литература, чтение, книги) – подается в необычной и привлекающей внимание форме.
Нестандартные идеи – возможность привлечения партнеров

Идея + творческий подход = успех

Дополнительные материалы


  1. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р)
  2. Сайт Библиотеки им. М.А. Светлова
  3. Youtube-канал Библиотеки им. М.А. Светлова
Михаил Шатров
Архитектор

Продюсер проектов территориального развития и директор «Co-op». Выпускник программы «Архитекторы.рф» 2020 года, НЛТР 2015 (Новые лидеры развития территорий), РАНХиГС и МАРШ. Степень MPA (Master of Public Administration).

Член экспертного совета по социокультурный вопросам «Фонда развития городов».

Программный директор проекта арт-резиденции в университете креативных индустрий «Universal University». Сооснователь цифровой платформы «COLLAB» для коллаборации специалистов в области урбанистики. Состоит в жюри Архитектурной премии Москвы.



Родился в г. Иваново и получил первое архитектурное образование там, позже начал заниматься ревитализацией промзоны в 55 000 кв.м NIMLOFT в качестве драйвера/арт-директора. Позже переехал в Москву и теперь занимается проектами по России.

Валентина Агафонова

Директор Библиотеки им. М. А. Светлова
Закончила Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина по специальности «филолог» и дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Творческие индустрии и креативные кластеры для городского развития» кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева Института общественных наук РАНХиГС и МВШСЭН.
Работала заместителем генерального директора по PR и развитию ГКУК г. Москвы «Дирекция по развитию культурных центров», организовывала Первый фестиваль творческих сообществ в России «Таврида-АРТ» в Крыму, является победителем конкурса Международной Академии Менеджмента «Менеджер года-2018» в номинации «Культурно-досуговая деятельность».
В настоящий момент директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная городская молодежная библиотека имени М.А.Светлова», член организационного комитета книжного фестиваля «Красная площадь», куратор площадки Департамента культуры города Москвы на книжном фестивале «Красная площадь» и «Московской международной книжной ярмарке».
Кристина Чукалина
Заместитель директора Библиотеки им. М. А. Светлова

Закончила Финансовый университет при правительстве РФ по специальности «экономист», дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Творческие индустрии и креативные кластеры для городского развития» кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева Института общественных наук РАНХиГС и МВШСЭН и «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» Московского государственного института культуры.

Работала в ГКУК г. Москвы «Дирекция по развитию культурных центров» в отделе по работе с московской библиотечной сетью, курировала работу стендов московских библиотек на Московском культурном форуме в 2016, 2017, 2019 гг., участвовала в организации площадки «Гражданская платформа развития» в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017 года в г. Сочи.

В настоящий момент заместитель директора Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Центральная городская молодежная библиотека имени М.А.Светлова», координатор площадки Департамента культуры города Москвы на книжном фестивале «Красная площадь» (с 2016 г.) и «Московской международной книжной ярмарке».

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie