Спикерьi

  • Елена Зеленцова
    Кандидат культурологии
    Заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева и научный руководитель Центра креативных индустрий ИОН РАНХиГС
    Основатель агентства «Творческие индустрии»
  • Екатерина Сачкова
    Кандидат философских наук MA in Cultural Management
    Директор Агентства «Творческие индустрии» и Центра креативных индустрий РАНХиГС

Развитие креативных индустрий на сегодняшний день является приоритетом не только для России, но и для большого количества других стран, так как они являются драйвером развития новой креативной экономики.

Творческие (креативные) индустрии. История их развития.
1. Что такое творческие (креативные) индустрии?
Креативные индустрии – те сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят продукты (товары и/или услуги), обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества.

Создание творческих продуктов является не только экономическим стимулом, но также способствует человеческому развитию. Именно создание новых интеллектуальных творческих продуктов является локомотивом, двигающим города и регионы вперед.

Креативная экономика – тип экономики, основанный на капитализации интеллектуальной собственности во всех областях человеческой деятельности – научной, научно-технической, культурной и в целом творческой деятельности. Креативные индустрии являются ядром развития новой, креативной экономики.

Современный мир требует новых подходов, технологий, творческих решений, что заставляет все больше и больше стран задумываться, как создавать условия для их появления.
Рыночная капитализация — стоимость объекта, рассчитанная на основе текущей рыночной (биржевой) цены. Этот финансовый показатель используют для оценки совокупной стоимости рыночных инструментов, субъектов и рынков.
Источник: Википедия
Коммерциализация — это деятельность одного лица или организации, которая направлена на получение прибыли всеми возможными способами.
Источник: Википедия
Капитализация объектов интеллектуальной собственности (ОИС) - это совокупность способов и методов вовлечения формализованных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в хозяйственный оборот. Таким образом, капитализация - это процесс превращения РИД в нематериальные активы (НМА).
Источник: Википедия
2. Какие индустрии относятся к творческим (креативным)?
  • Кино, телевидение, радио
  • Изобразительное искусство, фотография, галерейный бизнес
  • Музыка и исполнительские искусства
  • Дизайн (предметный, графический, промышленный, ювелирный)
  • Литература и издательское дело
  • Развлекательное и образовательное программное обеспечение
  • Маркетинг
  • Блоггинг
  • Мода
  • Мультимедиа
  • Гастрономия
  • Анимация
  • Производство игр и игрушек
  • Архитектурное проектирование
  • Реклама
  • Ремесла
  • Творческое и художественное образование
  • Фестивали и ивент-бизнес
3. История развития креативных индустрий
Понятие «Креативные индустрии» появилось в середине XX века. Его появление связано с тем, что такие виды деятельности как музыка или изобразительное искусство стали индустриальными, т.е. за счет массовой репродукции появилась техническая возможность тиражировать творческие и культурные продукты, которые стали доступны большому количеству людей. Технические средства сделали доступ к креативным индустриям открытым.

Например, благодаря первой творческой индустрии – книгопечатанию – знания стали доступны широким массам людей.
Творческие индустрии являются продуктом длительного взаимодействия экономики, культуры и общества, в которое каждая эпоха добавляла новые средства творческого выражения.
В конце ХХ века стало очевидно, что области, связанные с досугом и творчеством:

  • доступны все большему количеству людей – аудитории растут с каждым днем
  • приносят все больше денег – обороты некоторых предприятий превышают традиционные отрасли экономики
  • дают работу все большему количеству образованных и активных людей, стремящимся к реализации своего творческого и потенциала

Самые богатые ресурсные предприятия это те, которые несут в себе именно интеллектуальную добавленную стоимость.
Креативные (творческие) индустрии
  • Отрасль экономики
  • Область социально-культурных практик
  • Ресурс для развития бренда городов и территорий
  • Важный элемент современной социальной политики
  • Инструмент развития человеческого капитала
Доба́вленная сто́имость — рыночная стоимость продукции, произведённой фирмой, за вычетом понесённых затрат вне фирмы (стоимости приобретённых у поставщиков сырья, материалов, услуг).
Источник: Википедия
На каждый фунт, инвестированный в культуру, локальная экономика получает отдачу в 6 фунтов

60% доходов организаций культуры и искусства – это продажа билетов, вклады спонсоров и меценатов

В Великобритании экономика культуры создает около 700 000 рабочих мест

По данным Британского совета по искусству:

Продвижение культуры региона и повышение туристической привлекательности, развитие, редевелопмент и брендинг территорий
кол-во креативных
кластеров в Пекине
и Шанхае
млн. чел.
посетило Aрт-зону 798
в Пекине с 2002 года
≈200
≈75
Бренд Токио – креативный хаб
Бренд Сеула – город дизайна
Креативная экономика и креативные индустрии – это проект, а не процесс.
4. Зачем креативные индустрии и креативная экономика
каждому из нас?

Успех аграрной экономики в том, чтобы

как можно больше людей обрабатывали землю


Успех индустриальной экономики в том, чтобы

как можно больше людей были заняты на производстве


Успех креативной экономики в том, чтобы

как можно больше людей создавали разное, своё, уникальное

Множественность формирует идентичность. Как креативные индустрии создают бренд территорий?


  • Современный бренд региона формирует множество индивидуальных творческих проектов
  • Чем больше индивидуальных вкладов, тем привлекательнее бренд
  • Сюжеты и персонажи, визуальные образы, музыкальные темы и мелодии проникают в разные части света, создаются новые, микшированные образы, которые находят отклик у людей в разных концах планеты
Творческие (креативные) индустрии в контексте городского/территориального пространства: третье место, креативный кластер, общественное пространство и культурный центр.
1. Креативные города. Роль креативных индустрий в городском развитии.
Современный мегаполис как место жизни и деятельности творческого человека немыслим без разнообразной сферы услуг, насыщенной культурной жизни, без повседневно доступных комфортных пространств, интересных событий, образовательных программ и предпринимательских возможностей. Именно эти ресурсы стали сегодня капиталом глобальных центров экономического развития. (с) – Фонд Calvert 22 и PwC в России, 2018
Эффекты развития творческих индустрий для города:
  • Укрепление и продвижение локальной идентичности
  • Комплексная реновация территорий
  • Создание комфортной среды для работы и досуга
  • Создание новых городских смыслов
  • Повышение уровня качества жизни человека
  • Создание новых рабочих мест
  • Возможности для самореализации горожан
  • Появление разнообразных форм актуального образования и досуга
Кроме акцентов на развитии городской среды, получении и разнообразии досугового, образовательного, культурного предложения для жителей территории, очень важно обратить внимание на то, что креативные индустрии занимаются смыслами, идеями и концепциями.
Поддержка творческих пространств

Один из подходов к тому, как творческие индустрии могут включаться в повестку городского пространственного развития
Выравнивание потребительских стандартов

Занятость, безопасность, комфортное жилье, развитая торговая сеть, наличие общественных пространств, «политика первых этажей»
Поиск уникальности, что делает привлекательным

Культура и развитие творческих индустрий. Одновременно они обеспечивают и занятость, и комфорт, и общее благосостояние жителей города
«Политика первых этажей» – политика, при которой нижние этажи жилых зданий становятся коммерческими. Источник: Strelkamag
Для успешного развития КИ в контексте той или иной территории необходимо делать акцент на специфику этой территории, то, что вызывает интерес. Необходима поддержка творческих пространств.

2. Самоопределение культурной институции по отношению к креативным индустриям в городском контексте.

Продукт креативных (творческих) индустрий — это проект или бизнес, в котором добавленная стоимость создается за счет идеи, творчества, интеллекта.

Практически всё, чем мы пользуемся в повседневной жизни – от дизайна домашней утвари до приложения на телефоне – создано творческими предпринимателями со смелыми идеями. Творческая экономика растет во всем мире и создает новые рынки, товары и услуги.

Где присутствуют креативные индустрии в России?

  • коммерческие организации
  • малый и средний бизнес
  • самозанятые
  • физ. лица

Однако вполне допустимо, что приносящей доход деятельностью могут заниматься и НКО. Основным видом их дохода будет их уставная деятельность, т.е. социально и культурно значимая.

Культурная институция сама себя определяет как творческая индустрия.

Библиотека может определить себя как:

1. часть экосистемы как городское пространство

2. партнер творческих индустрий

3. творческая индустрия

Городская экосистема.
Общественное пространство
Город – это атмосфера,
Город – это коммуникация

Общественные пространства – те места, где город с помощью социокультурных практик воспроизводит себя как некое целое. Пространства формируют новый тип идентификации и новый тип городской идентичности – подвижный, быстро меняющийся.
Библиотека как общественное пространство – магнит креативных индустрий
«Третье место»
– часть городского пространства, которая не является домом («первое место») или работой («второе место»).

Пространства, которые совмещают общественное и приватное, потому что, с одной стороны, они доступны всем горожанам, а с другой – их используют в личных целях, чтобы пообщаться, отдохнуть, узнать новости, поучаствовать в каких-то интересных событиях, развлечься, а иногда и, наоборот, сделать серьезное высказывание – например, выразить свою гражданскую позицию. Например, кафе, клуб, парк, библиотека…

Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Рэй Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. — М.: Новое литературное обозрение, 2014
Творческий кластер
локально-территориальная концентрация творческих организаций, являющаяся творческим центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействующая на облик окружающей среды.

Саймон Эванс, куратор программы ЮНЕСКО «Творческие города»
Кластер по большей части имеет функцию коммерческого пространства. Тем не менее кластер также может служить тем помещением, где люди творческих направлений смогут организовывать встречи и будут находить повод для разговора и диалога.
3. Партнерства с творческими индустриями
Форматы тестирования партнерства с творческими предпринимателями:

  • арт-резиденции
  • проектные лаборатории
  • конкурсы идей
  • совместные мероприятия
  • хакатоны
  • ярмарки и т.д.
Проектные Лаборатории

(Фото: фестиваль добрососедства «Районнале»)
Ярмарки

(Фото: Ламбада маркет)
Арт-резиденции

(Фото: Индустриальная арт-резиденция Культурного центра ЗИЛ, 2016 – конкурс творческих проектов, направленных на осмысление индустриального наследия в различных видах и жанрах искусства)
Хакатоны
Хакатон по созданию AR b VR проектов в сфере культуры

Казань (Казанский государственный институт культуры)
Хакатон (англ. hackathon от hacker «хакер» + marathon «марафон») — форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время.
Источник: Википедия

4. Ресурсы и возможности

В конкурсе могут участвовать:
  • некоммерческие организации (за исключением государственных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий)
  • коммерческие организации
  • индивидуальные предприниматели
Президентский фонд культурных инициатив
  • Некоммерческие организации (музеи): государственные и муниципальные (казенные, бюджетные, автономные) учреждения и частные (негосударственные) учреждения;
  • Иные некоммерческие организации, имеющие в своем наименовании слово «музей» и/ или осуществляющие согласно Уставу/ Положению музейную деятельность и/ или деятельность по сохранению культурного наследия (библиотеки, выставочные залы, галереи, мемориальные комплексы, дворцы творчества, клубы и др.)
Поддержка партнерств с творческими индустриями
Конкурс «‎Креативный музей» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Елена Валентиновна Зеленцова
Культуролог
Кандидат культурологии, заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л.Глазычева Школы дизайна РАНХиГС, руководитель специализации «Креативные индустрии» Московской Высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки). Курирует формирование политики развития городской среды, образовательные и социальные программы в фонде «Сколково». С 2012 по 2013 год — директор Культурного центра ЗИЛ, который стал одной из самых популярных и посещаемых площадок в Москве. С 2013 по 2015 год — первый заместитель руководителя Департамента культуры Правительства Москвы. Автор книг «Творческие индустрии. Теории и практики», «Культурная политика и экономика культуры» и других публикаций по культурной политике, менеджменту в культуре, развитию творческих индустрий в России.

Сачкова Екатерина Андреевна

Культуролог
Кандидат философских наук., MA in Cultural Management, юрист. Директор Агентства «Творческие индустрии», доцент Кафедры менеджмента и культурной политики Факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН, преподаватель кафедры территориального развития им. В.Л. Глазычева Школы дизайна Института общественных наук РАНХиГС.
В 2012-13 гг. Курировала PR-стратегию Культурного центра ЗИЛ как пилотной площадки модернизации сети московских ДК, разрабатывала и запускала первые программы Лектория. На позиции PR-менеджера Ассоциации менеджеров культуры (АМК) в 2010-12 гг. занималась развитием коммуникаций Всероссийского грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», Международного фестиваля «Музейный гид» и других проектов.
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie