Brand v Trend
Центральная библиотека им. А. Чехова Владивостокского ГО, Приморский край


Направление: Разработка игр
  • Анна Кириллова
    куратор точки
— Анна, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о проекте вашей библиотеки: в чем его идея, и как она появилась?
— В 2022 году мы решили, что хотим участвовать в проекте «Гений места». В качестве основной креативной индустрии, в которой мы хотели работать, выбрали разработку игр. Почему именно ее? Во-первых, была потребность по опросам наших пользователей библиотеки. Во-вторых, у нашей точки нет никакого специального оборудования, нет тех же швейных машинок, чтобы мы могли реализовать проект по моде, например, то есть, мы исходили из своих возможностей и ресурсов на текущий момент, поэтому решили остановиться на разработке настольных игр. Для этого мы связались со специалистом, с одним из игропрактиков нашего города - Давидом Асрияном, который сопровождает нас в этой инициативе на волонтерской основе до сих пор.
— Как вы выявили потребность у посетителей точки, что им интересна разработка игр? Проводили сессии, опросы, встречи?
— Мы проводили опросы по нашей базе активных читателей. В библиотеке на постоянной основе раз в месяц действуют игротеки от наших партнеров, магазинов настольных игр «МосИгра» и «Хобби Геймс», аудитория была постоянная благодаря этим партнерствам и мероприятиям. Когда мы начали участие в проекте «Гений места» перед нами стояла важная задача: мы хотели привлечь в нашу библиотеку молодежь, так как основные наши посетители – взрослое поколение, и такого сегмента как молодежь очень не хватало, и было решено сделать упор на этом.
— Могли бы вы, пожалуйста, рассказать про вашу аудиторию? Насколько я понимаю, библиотека находится не в центре города, это спальный район? Кто ваша основная аудитория?
— Библиотека находится на центральной магистрали города, но не в центре. Очень много постоянных посетителей в лице жителей нашего микрорайона, много взрослого населения. Поблизости у нас находится около четырех школ, но есть нюанс: с нами по соседству находится детская краевая библиотека. Конкурировать с ними за детскую аудиторию не очень просто. Собственно, по этой причине в основном у нас взрослая аудитория.
— Спасибо, что уточнили. Давайте вернемся в играм: как появилась эта идея? У вас появился специалист, и вы отталкивались от партнерства с ним?
— Нет, сперва появилась идея, и мы уже под нее искали специалиста. Мы с коллегами устраивали собрания, встречи, в том числе с аудиторией, где определяли, что мы, как библиотека, можем начать реализовывать. У нас был выбор из 4 направлений: мы обсудили наши риски, наши возможности, наших партнеров или их отсутствие и решили начать с настольных игр. У меня, как у куратора проекта, не было каких-либо компетенций относительно темы разработки игр, но могу сказать, что в процессе уже настолько в это погрузилась, что сейчас посещаю сторонние семинары и активно предлагаю решения на наших мероприятиях.
— Самый главный вопрос, который может волновать наших коллег: на каких условиях вы начали сотрудничество со специалистом по играм? Что вы ему предложили и как привлекли?
— Мы очень обаятельные, поэтому он не смог нам отказать 🙂 Мой опыт работы в библиотеке показывает, что при проведении мероприятий с привлечением сторонних специалистов, последние делятся на два типа: те, которые хотят делать это только за оплату, и те, которые могут и даже хотят делать это бесплатно, так как у них есть потребность нести имеющуюся информацию в массы, они хотят, чтобы их услышали. Наш специалист, Давид, как раз относится ко второму типу, чему мы, как библиотека, конечно, крайне рады. Благодаря ему проект стал интересен как и новичкам, так и уже не новичкам в сфере разработки, а еще люди смогли найти единомышленников. Так что, здесь история, скорее, про социальную пользу.
— Правильно ли понимаю, что Давид доволен обратной связью от учеников? Получает отклик и видит отдачу?
— Да, все так. Он подружился со многими участниками команды, и они встречаются даже за пределами библиотеки вне мероприятий.
— Аудитория у проекта постоянная?
— Все верно. Мы стартовали с мини-курса, куда пришли около 30 человек, в его процессе оставалось 20. Сейчас лето, очень неактивный сезон, но постоянная группа из 4 человек, которые хотят довести игру до конца, присутствует. Они уже провели встречи с дизайнерами, иллюстраторами и другими специалистами.
— Можете рассказать немного про сценарий игры?
— Игра называется «Король пян-се». Пян-се – это такой корейский пирожок, популярный во Владивостоке. Жанр: карточный патигейм. Количество игроков: 3-6. Время: 20+ мин. Возрастной ценз 16+. Цель: первым собрать определенное количество жетонов пян-се. Описание игры: Игра о том, как стать королем пян-се и выиграть. В игре присутствуют веселые отсылки к Владивостоку и Приморскому краю, украшенные соответствующей тематикой. Игроки разыгрывают карточки с заданиями, которые помогают им продвинуться до клетки, на которой игрок становится «Королем пян-се». Чтобы выиграть, нужно получить определенное количество жетонов пян-се. Веселая динамичная и не сложная игра для компаний от 3 человек.
— Расскажите, как в игру внедрили локальную идентичность? Вы рассказали про пян-се, один из символов Приморского края, есть ли еще другие?
— Безусловно, все знают про амурских тигров в нашем регионе, добавили их, море, чайки, моряки... Добавили много информации про районы города, например, китайский рынок, Спортивная, маяк и другие. Обыграли шутками, например, про ветер по-приморски, про станцию Спортивную: «Станция спортивная, а ты – нет» и др.
— Участники реагировали на добавление этих символов? Насколько им понравилась идея?
— Я могу сказать, что пока мы тестировали игру и печатали изображения на принтере, сторонние люди замечали, узнавали места, что вызывало исключительно положительную реакцию, улыбки, местами смех. Для наших постоянных участников эта игра, в первую очередь, для себя самих и для друзей, поэтому подошли к ее разработке с душой.
— Думали ли над тем, чтобы популяризировать игру за пределами региона?
— Мы размышляли над тем, чтобы реализовать игру не в специализированных игровых магазинах, а в сувенирных лавках. На наш взгляд, очень удачная идея, потому что любой турист может забрать ее с собой и уже знаком с тем контекстом, который внедрен в игру. Это пока на уровне идеи, но будем стараться воплотить в жизнь.
— Какие сложности возникают при реализации проекта?
— Наверное, мы проводили встречи слишком часто. Раз в неделю – тяжело для любого человека: во-первых, встречи проходят по субботам, все-таки непросто выделить под это время, иногда хочется уехать из города на выходные, во-вторых, за неделю копится много дел, и участники не успевают подготовиться к следующей встрече, почитать и изучить какой-либо материал. Так что, планируем сокращать частоту встреч.
— В каком формате проходят мероприятия? Это лекции, интенсивы, возможно, какие-то мастер-классы?
— Сперва был лекционный мини-курс, затем свободные встречи, где участники могли обмениваться своими идеями, определиться с направлением. Проводили также мастер-классы, даже с другими экспертами по играм, например, с сотрудником (level tester) Game Forest, Максимом Ильченко, он рассказал о том, как использовать нейросети в разработке своих игр и сэкономить на художниках.
— Принимали ли вы участие в других мероприятиях города и региона? Например, в фестивалях?
— Мы принимали участие в «Сложных играх» проект о различных настольных играх для взрослых и детей, который занимается в том числе продвижением настольных игр разных жанров и форматов совместно с магазином «Hobby Games» с прототипами своих игр, а также приглашали к себе в гости новых друзей с ПримИгрокона, который проходил в ДВФУ.
— Кто принимает участие в проекте от самой библиотеки? Насколько задействован ее штат?
— Мы вместе с директором, Игорем Сергеевичем Филипповым. Иногда подключались наши библиотекари, но основная нагрузка на мне, как на кураторе. Самый большой удар по нагрузке на себя принял Давид, наш привлеченный эксперт 🙂. Всю техническую часть он взял на себя, а я, в свою очередь, занималась организационными моментами.
— Стал ли проект «Гений места» чуть более известен среди жителей города? 🙂
— Сейчас во Владивостоке, в принципе, активно развиваются креативные индустрии, часто про них говорят: у нас открылась Школа креативных индустрий, а еще работают над созданием большого креативного пространства. Конкуренция высокая, учитывая, что Владивосток стал молодежной столицей в этом году. Знаете, есть плюсы и минусы, как и больших городов, так и маленьких городов. Я думаю, в маленьком городе легче реализовать креативный проект в библиотеке с той стороны, что проще собрать и организовать аудиторию, потому что у них нет такого большого выбора досуга. Во многом библиотека в маленьком городе — это такой центр притяжения, это плюс маленького города в нашей работе. Минус же состоит в том, что не так просто привлечь специалистов, тем более, из новой сферы. В этом плане большой город имеет явные преимущества, но опять же, тут выше конкуренция за посетителя.
— Как вы продвигали проект? То есть это были ваши социальные сети, а возможно какие-то альтернативные каналы, СМИ?
— Мы активно говорили о старте проекта: делали рассылки по сообществам, объявления у нас в библиотеке, сообщали нашим друзьям, партнерам о том, чтобы они распространили информацию. Сарафанное радио тоже помогло.
— Сталкивались ли вы со стереотипами относительно библиотек, когда предлагали партнёрство, или все с радостью решали, что хотят с вами сотрудничать?
— Конечно, сталкивались. Люди очень осторожно относятся, когда нужно какое-то финансирование. Очень осторожно. Не все эксперты хотят делиться своим опытом бесплатно, но нужно не переставать искать. Мы предлагали им нашу аудиторию, площадку, наши социальные сети. Вспомнила, что когда разрабатывали правила игры «Король пян-се», Давид сказал, что обязательно в конце правил необходимо написать, что данная игра разработана в рамках проекта «Гений места», в точке концентрации талантов 🙂
— Давайте обсудим финансирование, думаю, это интересно всем нашим коллегам. Любой проект – это очень живая вещь, всегда будут возникать трудности, по большому счету, многое упирается в финансовые вопросы, поэтому очень интересно, как этот процесс проходил у вас. Возможно, у вас даже были попытки монетизировать игру. Если да, почему не получилось? Есть ли дальнейшие планы?
— Думаю над тем, что относительно этого вопроса стоит провести мониторинг всей ситуации и рассмотреть ее с других сторон. Подключить больше партнерств, больше умов, не сваливать полностью на себя весь проект, не зная, что делать дальше, и выйти из зоны комфорта.
У нас во Владивостоке печать игры стоит довольно дорого, поэтому мы смотрим альтернативные варианты печати, например, в Москве, Новосибирске или Иркутске. Оцениваем, во сколько обойдется печать, материалы, логистика, погружаемся в этот вопрос, уточняем детали у специалистов. Мы ограничены в ресурсах, даже несмотря на то, что библиотека модельная, поэтому стараемся работать по тем направлениям, которые сможем осилить. Будет искать финансирования у игровых магазинов, нужно думать.
— Кто-то из вашей аудитории, кто принимает участие в проекте, рассматривает для себя путь захода в эту индустрию, в разработку игр? Или это только пока хобби в их планах? Возможно, вы в курсе?
— Пока что на данный момент это хобби для них. Им хочется посмотреть, что из этого получится, но им очень близка тема разработки игр. Например, Лиза Абрамович учится на дизайнера интерьеров, а в игре, конечно же, есть элементы дизайна. Егор Хорунжев работает в IT-сфере программистом. Я хочу сказать, что они обладатели, скажем так, технического склада ума и видят в индустрии потенциал для себя.
— Какой совет вы дали библиотекам, которые работают в проекте «Гений места» и тем, кто только планирует подавать заявку?
— Я бы, наверное, хотела бы сказать, чтобы кураторы библиотек относились к проекту с желанием и воодушевлением, потому что из-под палки реализовывать любую инициативу очень тяжело. Если они не могут изменить ситуацию, то пускай изменят отношение к ней. Крайне важно, чтобы проект, которым вы занимаетесь, приносил радость вам в том числе.
Интервью от 3 сентября 2024 года