• Екатерина Голицына
    куратор точки
  • Михаил Королев
    куратор проекта «Школа цифрового творчества» в точке
— Михаил, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как появилась идея реализации проекта в вашей библиотеке? Был ли какой-то конкретный запрос или потребность?
— Если говорить о проекте по видеоиграм, то всё началось с моего личного увлечения. Я сам разрабатываю игры, занимаюсь программированием, дизайном и тестированием. В Новосибирске есть большое сообщество разработчиков — как видеоигр, так и настольных. Я активно общаюсь с этими ребятами. Поскольку тема мне очень интересна, я предложил идею руководству библиотеки, и они с энтузиазмом поддержали проект.
— Расскажите подробнее о самом проекте? В чем его идея?
— Проект претерпел некоторые изменения. Раньше я набирал группы по 5-6 человек. Программа включала вводные лекции о разнообразии видеоигр, знакомство с движком Roblox Studio и практическую разработку собственных проектов. На первых занятиях я рассказываю детям о разных типах игр. Многие из них, особенно младшие, знакомы только с мобильными играми. Наша задача — показать им, что существуют масштабные сюжетные проекты, которые можно считать настоящим искусством.
— как вы пришли в библиотечную сферу?
— После 9 класса я поступил в колледж культуры на специальность библиотекаря, затем продолжил обучение в Кемеровском институте культуры.
— Когда вы начали заниматься разработкой игр?
— Во время пандемии. Я сидел дома и мне надоело просто играть, и я решил попробовать себя в разработке. Начал с изучения первого движка, и постепенно это увлечение переросло в серьёзное занятие.
— Вернемся к проекту. Кто является вашей целевой аудиторией? Как вы определили интерес целевой аудитории к проекту?
— В основном подростки от 12 лет. Самый младший участник был 8 лет, а старший — 18. Это дети, увлеченные компьютерами и играми. Сначала я проводил мероприятия для школьников, рассказывал об истории видеоигр и графике. На этих встречах дети сами проявляли интерес к созданию собственных проектов.
— Хорошо. Давайте поговорим про партнерство. Есть ли у этого проекта какие-либо партнёры или вы всё своими силами реализуете?
— В нашем городе существует активное сообщество разработчиков видеоигр. Это неформальное объединение профессионалов, с которыми я поддерживаю тесные контакты. Мы регулярно взаимодействуем следующим образом: я приглашаю специалистов из этого сообщества провести небольшие мастер-классы для наших участников. Они не только организуют обучающие мероприятия, но и оказывают практическую поддержку — просматривают проекты, созданные нашими учениками, дают ценные советы по улучшению и исправлению различных аспектов.

Отмечу, что это не официальная организация, а скорее добровольное объединение инициативных людей. Участники сообщества самостоятельно организуют различные мероприятия — лекции и мастер-классы, — но они обычно ориентированы на более опытных специалистов в сфере разработки.
— Платно?
— Все мероприятия – бесплатные!
— Как вам это удается?
— Всё довольно просто: когда у нас планируется какое-то занятие или мероприятие, я обращаюсь к коллегам из библиотеки с просьбой о помощи. Пишу что-то вроде: «Привет! У нас намечается интересное занятие, не мог бы ты найти время и присоединиться? Было бы здорово, если бы ты смог поделиться своим опытом с ребятами». И знаете, они всегда откликаются — кто-то соглашается, кто-то, к сожалению, не может из-за занятости. Но главное, что это происходит естественно, без каких-либо формальностей.

Когда я был ребёнком, у меня не было таких возможностей для развития, и это сильно мотивировало меня создать подобный проект. Сейчас, когда у детей есть столько перспектив и шансов для роста, я подумал: как здорово было бы дать им возможность реализовать свой потенциал!

При этом я прекрасно понимаю, что многие интересные и полезные курсы стоят немалых денег, а это становится серьезным препятствием для многих семей. Именно поэтому мы решили сделать наш проект полностью бесплатным.
— В связи с тем, что тема актуальна, вы проводите какой-либо отбор детей в группу?
— Смотрите, наша система отбора участников построена довольно гибко. Когда мы приглашаем детей на занятия, программа начинается с вводных уроков. На этих занятиях мы рассказываем об истории видеоигр, знакомим с различными жанрами и базовыми принципами разработки, а также начинаем работу с игровым движком. Именно во время практических занятий с движком становится понятно, насколько ребёнку интересна эта сфера. Если видно, что тема не увлекает юного участника, мы честно сообщаем об этом родителям. Я пишу маме или папе, что, к сожалению, их ребенку не очень интересно заниматься разработкой, и, вероятно, продолжать занятия не стоит.

Мы придерживаемся принципа открытости — первые занятия могут посетить все желающие. Это своего рода «пробный период», который помогает и нам, и родителям понять, насколько ребёнку действительно интересна разработка игр.
— Как происходит процесс создания игры? С чего начинается работа с детьми? Насколько я понимаю, сначала вы проводите вводные лекции о видеоиграх, знакомите с игровым движком, а затем уже вместе с группой приступаете к реализации какой-то конкретной идеи. Для человека, который совершенно не разбирается в этой теме, было бы очень интересно узнать подробнее об этом процессе.
— Во-первых, мы собираемся с ребятами за большим столом, где каждый может свободно высказывать свои идеи. Тут я задаю ключевой вопрос: «Что бы вы хотели создать?», дети активно включаются в обсуждение. Например, кто-то предлагает сделать шутер. Когда идея выбрана, мы вместе начинаем её детализировать. Для этого определяем: где будут происходить действия, что будет включать проект, какой объём работы реально осилить. Важно понимать, что за время занятий мы можем создать небольшую игру — один или максимум два уровня. Это обусловлено временными рамками и ресурсами. На примере шутера в лабиринте показываем, как происходит процесс: определяем тип локации, обсуждаем основные механики, планируем элементы геймплея.
— Что такое шутер?
— Стрелялка. Мы начинаем с самых простых вещей. Допустим, говорим: «У нас будет шутер, и в нём будет пистолет, который стреляет помповым механизмом». Дальше я спрашиваю ребят: «Что будет в нашем лабиринте?» Они предлагают: «Давайте добавим монстров!» Я уточняю: «Какие монстры у нас будут?» Вместе мы придумываем их характеристики.

Потом переходим к важному моменту — финалу игры. Обсуждаем, как именно завершится наше приключение. После этого разбиваем всю идею на конкретные задачи: сначала настраиваем вид от первого лица — это когда игрок видит мир глазами персонажа, а не со стороны. Затем думаем о вооружении для главного героя.

Когда основа готова, приступаем к строительству лабиринта. Я показываю детям, как собирать его из блоков, как работать с материалами — делать стены кирпичными или деревянными. Ребята с удовольствием включаются в процесс.

По мере работы мы дополняем лабиринт новыми элементами: размещаем монстров, добавляем головоломки и другие интересные детали. В итоге получается полноценная игра, в которую можно играть. Вот так, шаг за шагом, мы воплощаем задумку в жизнь.
— Сколько времени в среднем занимает создание одного-двух игровых уровней? Хотелось бы понять, какое количество занятий требуется для полной реализации проекта от идеи до готового продукта?
— Точное количество занятий назвать сложно, но в целом создание игры занимает от двух до трёх месяцев. Срок зависит от сложности проекта.
Например, одна из наших простых игр была основана на готовом шаблоне города. Задача игрока — убегать от зомби и собирать еду для восстановления здоровья. Такая игра заняла примерно два месяца.

А вот сложные проекты с головоломками или запутанными лабиринтами требуют больше времени — около трёх месяцев. Всё потому, что приходится прорабатывать множество деталей и механик.
— Есть ли реализованная вами игра, которой дети или вы тоже особенно гордитесь?
— Ребята предложили создать игру по мотивам Portal — легендарной головоломки, где у персонажа есть только портальная пушка. Суть игры в том, чтобы выбраться из комнаты, используя порталы для перемещения.

Признаюсь, я был приятно удивлён, когда дети рассказали об этой игре. Ведь Portal вышла довольно давно, и я сам старше этой игры! Но ребята прекрасно разбирались в её механиках, и мы вместе создали собственную портальную головоломку. Это был потрясающий опыт совместной работы над проектом, вдохновленным классикой игровой индустрии.
— Какое программное обеспечение вы используете? Платное ли оно?
— Раньше мы работали только с Roblox Studio, а теперь добавим в программу GameMaker Studio — ещё один игровой движок.

Что касается стоимости: Roblox полностью бесплатный, а GameMaker имеет условно-бесплатную модель. Сам движок и работа с ним доступны бесплатно — можно создавать игры и распространять их любым способом, например, передавать через флешки.

Платить нужно только в случае, если вы планируете публиковать игру через цифровые платформы вроде Steam или VK Play — тогда потребуется приобрести одноразовую лицензию на движок. При распространении на физических носителях лицензия не нужна.
— Какие были затраты у этого проекта? Принимали ли вы участие в грантах?
— У нас в библиотеке действует проект «Центр гик-культуры». Он стал лучшим социокультурным проектом от Управления культуры мэрии города Новосибирска. В его рамках проекта мы приобрели три игровых ноутбука — это всё наше техническое оснащение. Чтобы дети, у которых нет собственной техники, тоже получили возможность разрабатывать игры. Особенно это важно для детей из семей, испытывающих трудности. Других затрат пока не было.

Что касается грантов, я дважды участвовал в конкурсах Росмолодёжи, но пока не удалось победить. Тем не менее, я продолжаю работать над развитием проекта и планирую дальше подавать заявки. Главная цель — расширить материально-техническую базу, приобрести дополнительные ноутбуки и увеличить количество групп для занятий.
— Можете поделиться, какие сложности возникали в ходе реализации проекта?
— Для себя в работе с детьми я выделил два трудных момента. Во-первых, — это ребята, которых привели родители, но которым на самом деле неинтересно заниматься. Они продолжают ходить на занятия, хотя видно, что их душа не лежит к этому делу. Работать с такими детьми особенно непросто, нужно искать подход и мотивацию. Во-вторых, это уровень базовой компьютерной грамотности. Бывают случаи, когда дети не знают элементарных вещей: как правильно ставить знаки препинания, как пользоваться клавиатурой. Хотя я стараюсь максимально упростить процесс обучения — подключаю свой ноутбук к большому экрану и пошагово объясняю каждое действие, показывая, какую кнопку нажать и что ввести. Но когда ребёнок печатает буквально по букве в минуту или плохо ориентируется на клавиатуре, это значительно затрудняет процесс обучения.
— Принимаете ли вы участие в каких-либо активностях города, то есть вне библиотеки?
— Активно сотрудничаю с сообществом новосибирских разработчиков игр. Они регулярно приглашают меня выступать с лекциями на различных площадках. Наша библиотека очень активно сотрудничает с молодежными центрами и пространствами нашего города. В одном из таких пространств я участвовал и читал лекции по истории игровой индустрии, пиксельной графике и другим темам в рамках фестиваля «Digital-nonDigital» в культурном пространстве Балкон.

Особенно запомнился опыт дистанционного выступления перед аудиторией на Камчатке. Благодаря связям в новосибирском сообществе разработчиков, меня пригласили провести лекцию для учеников местной школы программирования. Я рассказал ребятам об истории российских видеоигр, и это было очень интересно как для меня, так и для слушателей.
— Расскажите про вашу команду: как ваши коллеги помогают вам с реализацией проекта?
— Конечно, коллеги, в первую очередь, помогают с организацией мероприятий. У библиотеки есть широкие связи с образовательными учреждениями, что очень важно для поиска организованных групп школьников. Всё остальное я реализую самостоятельно.

Что касается продвижения, то я практически не занимаюсь социальными сетями — этим занимаются наши методисты. Они ведут группы во «ВКонтакте» и Telegram, где рассказывают о наших проектах. Также у нас есть собственный сайт, где публикуется актуальная информация о курсах и мероприятиях.
— Поделитесь с нами планами, какие у вас идеи возможно, которые вы хотите реализовать в рамках данного проекта?
— Сейчас моя главная цель — открыть школу цифрового творчества на базе библиотеки. Там я планирую не просто читать лекции, а проводить полноценные практические занятия. В первую очередь хочу уделить внимание цифровой безопасности и гигиене — это сейчас особенно актуально. Также будем изучать нейросети и учиться с ними работать. Думаю, даже попробуем создать игру с помощью искусственного интеллекта.

Конечно же, не забуду про разработку видеоигр — это направление останется одним из ключевых. Но хочу расширить программу: будем не только создавать игры, но и осваивать другие цифровые навыки. Например, научу ребят делать простые сайты на HTML, покажу, как работать с Excel — это действительно мощная программа.

В общем, хочу дать детям разностороннее образование в сфере цифровых технологий, чтобы они могли уверенно чувствовать себя в современном мире.
— Какой бы совет вы могли дать тем библиотекам, которые рассматривают для себя данное направление и работу в нём?
— Прежде всего, необходимо заручиться поддержкой руководства — это критически важно для работы. Не стоит бояться искать партнеров, ведь одному справиться со всеми задачами практически невозможно.

Но главное — научиться находить общий язык с детьми. У меня сложились замечательные отношения с ребятами: они приходят в библиотеку не только на занятия, но и просто пообщаться. Мы здороваемся, общаемся, и это создаёт особую атмосферу доверия и открытости.

Отдельно хочу сказать о чтении и интересах детей. Часто родители жалуются, что их ребёнок не хочет читать. Но важно помнить: каждый найдёт свою книгу в своё время. Нельзя заставлять — нужно дать возможность самому выбрать то, что интересно. Будь то комиксы или игры — это может стать первым шагом к чтению. Главное — не запрещать, а направлять интересы ребёнка в конструктивное русло.

Дети на самом деле очень заинтересованы в обучении, просто нужно найти правильный подход и дать им возможность раскрыть свой потенциал.
Интервью от 30 сентября 2025 года