Интервью #3
Направление: Маркетинг в социальных сетях
Юлия Лапицкая
г. Рязань
Центральная городская библиотека
им. С.А. Есенина
МБУК ЦБС г. Рязани

Автор фото: Елена Шабело, фэшн-фотограф, иллюстратор
Локация: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Здравствуйте, Юлия! Расскажете о себе?
Я из славного города Рязань! Его называют «душой России». Работаю в Центральной городской библиотеке, с гордостью носящей имя знаменитого поэта, хулигана Сергея Есенина. В отделе культурно-массовых коммуникаций занимаюсь SMM, рекламой, фотосъемкой, дизайном и выставочными пространствами.

Как вы узнали о проекте «Гений места»?
– Узнала о нем еще в 2022 году от победителя конкурса по направлению «Бренд-менеджмент» Аси Лютецкой. В 2023 году я стала куратором точки концентрации талантов в Есенинке и узнала про «Гений – это ты!» подробнее. Мое внимание привлекла активная реклама в соцсетях, СМИ, на радио. К старту отборочных этапов у меня не оставалось сомнений об участии.

Почему приняли решение участвовать в конкурсном отборе?
– Для меня важно развиваться в направлении SMM, чтобы повышать качество своей работы в Есенинке и получать необходимые навыки для сопровождения культурных проектов в социальных сетях. Быть в процессе обучения для меня естественно. Мне очень нравится общаться с интересными людьми, которые находятся в нужном инфополе. Сотрудничество с ними всегда приносит необычные идеи, дает библиотеке импульсы для движения вперед.

Когда я узнала о старте нового набора, подала заявку без уверенности в своей победе. Поэтому, прочитав письмо с итогами, я очень обрадовалась и сразу же сообщила всем, кто держал за меня кулачки.
Автор фото: Елена Шабело, фэшн-фотограф, иллюстратор
Локация: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Была ли у вас дополнительная мотивация пройти обучение, например, сменить сферу деятельности?
– Я знала, что обучение в проекте будет качественным, а его программа — актуальной, поэтому у меня была сильная мотивация. Многие говорили мне, что победа в таком масштабном проекте маловероятна, поэтому я стала первопроходцем для своих друзей и знакомых. В этом году буду помогать составлять заявку уже как наставник.

Как прошли конкурсные этапы? Какой из них понравился больше других?
– Если бы я составляла программу конкурса, то сделала бы все абсолютно точно так же. Добавила бы только очное собеседование. Но я понимаю, что участников очень много и такой формат невозможен. Собственно, поэтому есть этап с видеопрезентацией.

На мой взгляд, это очень рациональная последовательность: сперва жюри знакомится с конкурсантами через анкеты и мотивационные письма, затем оценивает способность к творческой работе и презентации собственных идей. А уже потом слушают «лично» на видео.

Тем самым складывается целостное впечатление о человеке, появляется понимание о его настрое и мотивации пройти обучение и самореализоваться. Я не могу выделить один этап, который мне понравился больше остальных. Каждый помог лучше понять свой проект и свои устремления. Подготовка прошла в очень творческой атмосфере и подарила позитивные эмоции мне, друзьям и коллегам.
Центральная городская библиотека им. С.А. Есенина
Насколько удобно было проходить обучение? Вписывалось ли оно в ваш график?
Занятия проходили дистанционно, поэтому я смогла погрузиться в материал прямо у моря! График можно было подстраивать под себя, мы не были привязаны к определенному времени. Это очень комфортно!

Что в обучении было для вас самым полезным?
Мне очень пригодилась информация именно о продвижении в социальной сети ВКонтакте. В частности, узкие вопросы, которые касаются настройки группы, таргетинга и сервисов для него, работы в рекламном кабинете. Также мы создавали чат-боты в Телеграме. Для меня, как для опытного SMM-специалиста, это было новым навыком. Сперва я думала, что для разработки ботов нужен IT-специалист, но все оказалось гораздо проще. К тому же преподаватели очень располагали к себе и делились своим опытом, поэтому было не только интересно и полезно изучать материал, но и приятно.
Удалось ли за время обучения или после него реализовать свой проект?
– Да, конечно! Когда я подавала заявку на конкурс «Гений — это ты!», параллельно готовила проект «История места. Знай наших» на грант. Он стал победителем отбора на получение субсидий социально ориентированными некоммерческими организациями за счет бюджетных ассигнований 2023 года по подпрограмме «Укрепление гражданского единства, гармонизация межнациональных отношений, развитие казачества на территории Рязанской области». Ежегодно конкурс проводится Министерством территориальной политики Рязанской области.

Особое внимание в проекте уделено краеведению, знакомству с историей края, воспитанию гордости за славное прошлое земляков, гармонизации межэтнических, межконфессиональных и межкультурных отношений. За его реализацию отвечает Рязанское библиотечное общество. «История места. Знай наших» выросла из другой нашей грантовой инициативы — «Рязанские Библиобродилки». Это нетривиальные экскурсии местных краеведов по Рязани на самокатах. Маршруты затрагивают разные части города, в том числе Троицкую слободу, губернскую Рязань и Первомайский проспект. Темы экскурсий: «Рязань литературная», «Рязань историческая», «Рязань военная», «Рязань губернская», «Рязань музыкальная».
  1. Событие в рамках проекта «История Места. Знай наших» вечер-портрет Натальи Решетовской. Наталья Алексеевна была первой женой Александра Солженицына.
  2. Событие в рамках проекта «История Места. Знай наших». Экскурсия по музею редкой книги.
  3. Событие в рамках проекта «История Места. Знай наших». Показ фильма «Несравненная». Он создан в честь выдающегося музыканта Рязани Екатерины Аглинцевой, к 140-летию со дня ее рождения. С поиском материалов в архиве помогал краевед Николай Куликов.
  4. Событие в рамках проекта «История Места. Знай наших». Экскурсия по троицкой слободе.
  5. Событие в рамках проекта «История Места. Знай наших». Экскурсия по одному из районов Рязани.
  6. 7. Экскурсии в рамках проекта «Рязанские библиобродилки».
Как эти проекты могут способствовать развитию территории?
– Они направлены на просвещение и приобщение жителей и гостей Рязани к культурно-историческим традициям на основе изучения богатого прошлого микрорайонов города. Проекты, в основе которых лежит продвижение местной идентичности, становятся визитной карточкой региона, дают импульс для перемен. Первостепенная задача — сохранение нематериального наследия малой родины, распространение информации о нем в соцсетях.

Как у вас возникла идея создать такой проект?
– В нашей библиотеке высокая концентрация краеведческих умов! Мы уверены, что патриотизм формируется через воспитание любви к малой родине. Командой готовили летний динамичный проект, чтобы жители могли нестандартно узнать больше о любимом городе. Подумали, что было бы здорово проехать по Рязани с ветерком, да еще и замечательную экскурсию послушать. Остановили свой выбор на самокатах как средстве передвижения, прописали маршруты, создали заявку на грант — победа!

В каких других инициативах вам удалось поучаствовать?
– Мы с командой Централизованной библиотечной системы г. Рязани выиграли грант в Президентском фонде культурных инициатив с проектом «Поэзия рязанского народного женского костюма». Особенное значение он приобрел в 2022 году, который был объявлен Годом культурного наследия регионов России.
В рамках этого проекта библиотекарями, читателями и партнерами было отшито 2 коллекции костюмов. Первая отразила уникальную историю районов Рязанской области. Современные образы второй коллекции содержат элементы традиционных орнаментов, вышивок, уникальных моделей. В Рязани нет единого народного костюма: в каждой деревне, в каждом селе свой наряд, потому как на этой земле очень большое смешение этносов.

Мы с командой занимались историческим исследованием, изучали, что носили наши предки в разные периоды жизни, чем отличалась одежда девушек и замужних женщин, живших в разных районах Рязанской губернии, искали образцы костюмов. Затем вместе с библиотекарями, читателями, модельными студиями и партнерами проекта мы организовали мастер-классы и дефиле в народных костюмах. В результате нам удалось прославиться на всю область, сейчас костюмы находятся в выставочных залах библиотек.
Библиотекари после дефиле
в рамках презентации проекта «Поэзия рязанского женского народного костюма»
Автор фото: Ася Лютецкая
Удалось ли наладить связи в рамках проекта?
– У нас появилось очень много друзей! Уже в самом начале пришли новые сильные профессионалы, которые активно занимаются творчеством, молодые мастера. Часто они у нас презентуют свои изделия. Например, одна девушка занимается вышивкой воротников. Другие коллеги создают коллекции для театра моды. Мы очень здорово наладили связь с малым бизнесом, предприниматели с удовольствием приходят на наши мероприятия. Разумеется, представители администрации и СМИ тоже наши частые гости.

Среди самых активных партнеров проекта «Поэзия рязанского народного женского костюма» хореограф дефиле, модель, обладательница Всероссийской Короны Best Model International RUSSIA Мила Халяпина, ансамбль русской народной песни «Рязаночка», образцовый театр народного костюма «Кокетка», музей лоскутного шитья «Шили-были», театр народной песни «Узорочье» и солисты народного театра песни «Плетеница».

Какой бы совет вы дали новым конкурсантам?
– Любить то, что делаешь. Необходимо реализовывать проекты с полной самоотдачей и не бояться, ведь лучше сделать и пожалеть, чем жалеть, что не сделал. Уверена, что там, где нас съедает страх, всегда находятся качественные возможности. Создавайте смыслы, проявляйтесь. Вы обязательно найдете единомышленников для реализации даже самой смелой идеи!
Интервью от 30 января 2024 года

Победитель конкурса «Гений – это ты!» по направлению «Маркетинг в социальных сетях»: Юлия Лапицкая

Библиотека — участница проекта «Гений места»: Центральная городская библиотека им. С.А. Есенина МБУК ЦБС г. Рязани